В случае включения закрытых
административно-территориальных образований,
особо важных и режимных объектов, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации,
в границы зоны чрезвычайной ситуации,
является старшим оперативным начальником
для соответствующих органов внутренних
дел в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо важных и режимных
объектах на весь период ликвидации чрезвычайной
ситуации;
В МВД ГУВД, УВД по субъекту
Российской Федерации создается коллегия,
состав которой утверждается Министром
внутренних дел Российской Федерации
по представлению министра внутренних
дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту
Российской Федерации.
В состав коллегии по должности
входят: министр внутренних дел, начальник
ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации
(председатель коллегии), а также их заместители.
Коллегия на своих заседаниях:
1) рассматривает основные
вопросы деятельности МВД, ГУВД,
УВД по субъекту Российской
Федерации о выполнении возложенных
на него задач и функций;
2) обсуждает предложения
по дальнейшему совершенствованию
правового регулирования деятельности
органов внутренних дел, а также
проекты наиболее важных законодательных
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъекта Российской Федерации,
нормативных правовых актов МВД России
и МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской
Федерации;
3) заслушивает отчеты
и оценивает работу подчиненных
органов внутренних дел, подразделений
и организаций.
Решения коллегии принимаются
большинством голосов ее членов и объявляются
приказами министра внутренних дел, начальника
ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
В случае разногласий между членами коллегии
и министром внутренних дел, начальником
ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации
последний проводит свое решение, докладывая
о возникших разногласиях в МВД России.
Члены коллегии также могут
сообщить в МВД России свое особое мнение
по принятому решению.
При министре внутренних дел,
начальнике ГУВД, УВД по субъекту Российской
Федерации действует оперативное совещание
для рассмотрения текущих вопросов
деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту
Российской Федерации, подчиненных органов
внутренних дел, подразделений и организаций,
персональный состав которого и положение
о котором утверждаются министром внутренних
дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту
Российской Федерации.
ОВД по субъекту Российской
Федерации, находясь в непосредственном
подчинении МВД России, в то же время тесно
сотрудничает и оказывает содействие
окружному ГУ МВД России по ФО, которое
осуществляет в отношении него лишь методическое
руководство. Кроме того, ОВД по субъекту
Российской Федерации также взаимодействует
и координирует свою деятельность с соответствующей
Администрацией (Правительством) субъекта
России по вопросам, входящим в ее компетенцию.
2.2 Органы внутренних
дел по районам, городам и иным муниципальным
образованиям
Органом внутренних дел, обслуживающим
муниципальное образование: город, район,
район в городе, городской округ и др.,
является управление (отдел) внутренних
дел по соответствующему муниципальному
образованию либо нескольким таким образованиям
— ГОРОВД. Или иными словами, горрайорган
внутренних дел. Этот орган является основным
рабочим звеном системы ОВД. Именно здесь
в основном повседневно решаются непосредственные
задачи охраны общественного порядка
и борьбы с преступностью на обслуживаемой
территории.
Горрайорган внутренних дел
осуществляет полномочия органов внутренних
дел Российской Федерации в области обеспечения
безопасности личности, защиты собственности
от противоправных посягательств, охраны
общественного порядка, обеспечения общественной
безопасности и безопасности дорожного
движения, борьбы с преступностью на территории
соответствующего района (муниципального
района), города (городского округа) и иного
муниципального образования, в том числе
нескольких муниципальных образований
субъекта Российской Федерации.
Горрайорган внутренних дел,
входя в систему органов внутренних дел
Российской Федерации, подчиняется соответствующему
министерству внутренних дел, управлению
(главному управлению) внутренних дел
по субъекту Российской Федерации.
Основной объем задач и функций
МВД России на территории городов и районов
выполняют именно горрайорганы, представляющие
собой самый многочисленный аппарат системы.
Поэтому все вышестоящие структуры ОВД
обязаны функционировать в интересах
совершенствования организации их деятельности.
Место горрайоргана в системе
органов исполнительной власти определяет
закрепленная за ним компетенция, характер
государственно-властных полномочий,
его правовое положение как субъекта административно-правовых
отношений. От результатов их работы зависит
фактически эффективность функционирования
всей системы в целом, следовательно, и
состояние правопорядка в стране.
Функции горрайорганов внутренних
дел являются основными направлениями
их деятельности, посредством реализации
которых обеспечивается решение возложенных
на органы задач. Функции различаются
между собой спецификой правового регулирования
и конкретным назначением.
В состав управлений (отделов)
по району, городу и иным муниципальным
образованиям могут входить территориальные
отделы или отделения милиции, которые
обслуживают определенную часть муниципального
образования с населением свыше 50 тыс.
жителей — микрорайон, поселок и т. п.
В то же время в микрорайонах,
удаленных от ГРОВД на значительное расстояние
(10-15 км), при наличии населения не менее
20 тыс. человек создаются городские отделения
милиции. В поселках с населением не менее
12-15 тыс. человек могут формироваться поселковые
отделения милиции.
Горрайорган внутренних дел
возглавляет начальник, который осуществляет
управление по принципу единоначалия.
Начальник горрайоргана внутренних дел
несет всю полноту ответственности за
организацию работы служб и подразделений,
состояние работы с кадрами, соблюдение
прав граждан, дисциплины и законности
личным составом, состояние финансово-хозяйственной
деятельности горрайоргана. Он самостоятельно
принимает решения по выполнению возложенных
задач, отнесенных к компетенции органа
внутренних дел. В соответствии с функциональными
обязанностями и учетом структуры начальник
горрайоргана распределяет обязанности
между своими заместителями, контролирует
и направляет их деятельность, принимает
решения по организации работы подразделения
в целом.
Начальник горрайоргана в пределах
своей компетенции на основе и во исполнение
действующего законодательства, а также
нормативных правовых актов вышестоящих
органов внутренних дел издает приказы
по основным направлениям организации
работы горрайоргана, в том числе по вопросам:
– назначения, перемещения
и увольнения от должности, присвоения
специальных званий; изменения штатов
органа;
– определения должностных
окладов и направлений расходов на содержание
горрайоргана в пределах своей компетенции;
– поощрения, наложения дисциплинарных
взысканий и другим вопросам работы с
кадрами;
– распределения функциональных
обязанностей между руководителями горрайоргана;
– расстановки сил и средств,
изменения их дислокации в связи со сложившейся
оперативной обстановкой;
– определения внутреннего
распорядка и другим вопросам.
Письменными указаниями начальника
определяется порядок исполнения законодательных
актов, решений органов государственной
власти, местного самоуправления, приказов,
наставлений, инструкций, планов и других
управленческих решений вышестоящих органов
внутренних дел.
При начальнике постоянно действует
оперативное совещание для обсуждения
основных вопросов оперативно-служебной
деятельности управления (отдела), обеспечения
квалифицированного, всестороннего анализа
информации и разработки вариантов управленческих
решений по обсуждаемым вопросам, а также
определения эффективных средств и методов
организации и контроля исполнения принятых
решений. Постоянно действующее оперативное
совещание образуется приказом начальника
в следующем составе: начальник, его заместители,
руководители структурных подразделений
(старшие групп). В работе оперативного
совещания по решению начальника принимают
участие и другие работники.
Работа оперативного совещания
планируется ежеквартально. Оперативное
совещание проводится регулярно в определенные
дни и часы. При необходимости начальник
назначает внеочередное совещание. По
итогам обсуждения вопроса начальник
формулирует решение, организация выполнения
которого контролируется в установленном
порядке.
Совещания личного состава
проводятся, как правило, по подразделениям.
Начальником систематически
анализируется практика проведения таких
совещаний, и принимаются меры к повышению
уровня их организации, обеспечению конкретности,
деловитости, соблюдению режима секретности,
а также контроля фактической реализацией
высказанных работниками предложений
и рекомендаций.
Для обсуждения работы горрайоргана
внутренних дел за отчетный период проводятся
совещания личного состава органа.
Штаб горрайоргана осуществляет
организационное обеспечение принятия
и реализации управленческих решений
начальника горрайоргана по комплексным
проблемам борьбы с преступностью, охраны
общественного порядка и обеспечения
личной и общественной безопасности.
Горрайорган внутренних дел
осуществляет свою деятельность через
входящие в его состав структурные подразделения.
Примерная структура Управления
(отдела) внутренних дел по городу, району,
району в городе или иному муниципальному
образованию регламентируется приказом
МВД России от 30 декабря 2002 г. «О некоторых
организационных вопросах и структурном
построении органов внутренних дел Российской
Федерации10» и выглядит следующим образом:
1. Руководство.
2. Криминальная милиция:
3. Милиция общественной
безопасности:
4. Штаб и дежурная часть.
5. Отдел (отделение, группа)
кадров и по работе с личным
составом.
6. Подразделения тылового
обеспечения:
7. Отдел (отделение, группа)
правового обеспечения.
8. Отдел (отделение, группа)
делопроизводства и режима.
Также в системе горрайорганов
внутренних дел могут создаваться дополнительные
подразделения. Горрайорган внутренних
дел — самое распространенное звено системы
органов внутренних дел, непосредственно
решающее задачи обеспечения общественного
порядка и безопасности на территории
муниципального образования.
ГЛАВА
3 Управление в области внутренних дел
3.1 Организационно-правовая
система управления МВД
Организация
деятельности МВД России заключается
в следующем.
Министерство
возглавляет министр внутренних дел РФ.
Министр, первый заместитель министра,
заместители министра назначаются на
должность и освобождаются от должности
Президентом РФ по представлению председателя
Правительства РФ. Министр несет персональную
ответственность за выполнение задач,
возложенных на Министерство, подчиненные
ему органы внутренних дел и внутренние
войска.
Министерство
осуществляет руководство отраслью внутренних
дел в 2 формах: 1) централизованное руководство;
2) непосредственное управление.
Централизованное
руководство заключается в управляющем
воздействии, как правило, на МВД, ГУВД,
УВД субъектов Федерации и через них -
на городские, районные органы внутренних
дел.
Исходя
из объективных законов общественного
развития, социальной и экономической
ситуации в России, криминогенной обстановки,
МВД России определяет стратегию деятельности
органов внутренних дел; проводит работу,
направленную на совершенствование нормативной
правовой базы, организационной структуры,
работы с кадрами, изучения, обобщения
и внедрения передового опыта и научных
рекомендации в деятельность органов
внутренних дел; в соответствии с законодательством
разрабатывает методику осуществления
оперативно-служебной деятельности органов
внутренних дел; осуществляет анализ оперативной
обстановки в стране и прогнозирует ее
развитие; разрабатывает на этой основе
мероприятия упреждающего реагирования
на негативные тенденции; обеспечивает
координацию деятельности органов внутренних
дел, их служб и подразделении.
Непосредственное
управление МВД России осуществляет в
отношении подчиненных ему органов, служб
и подразделении. К их числу относятся
органы внутренних дел на транспорте,
внутренние войска, научно-исследовательские
учреждения, окружные управления материально-технического
и военного снабжения и другие непосредственно
подчиненные ему органы и подразделения.
3.2 Система органов
и организация государственного управления
в области безопасности и внутренних дел
Государственная
безопасность - это состояние прочности,
незыблемости и нерушимости политической
и экономической основы и государственной
границы. Охрана государственной безопасности
как объект управления представляет собой
область общественных отношений, которые
складываются в процессе деятельности
государственных органов и общественных
организаций, имеющей своей целью обеспечить
неприкосновенность и защиту государственной
границы. Организация упрочения в области
охраны государственной безопасности
заключается в обеспечении практического
решения указанной задачи, осуществления
государственными органами при активном
участии общественности комплекса соответствующих
взаимосвязанных мероприятий политического,
военного, правового, организационного,
материально-технического и морально-психологического
характера.
Обеспечение
государственной безопасности Конституцией
РФ отнесено к ведению его высших органов
государственной власти и управления.
Отраслевое (в значительной мере и межотраслевое)
государственное управление в области
охраны государственной безопасности
осуществляет централизованная система
органов государственной безопасности
РФ. В нее входят:
1 Федеральная
служба безопасности РФ (ФСБ РФ);
2 управления
ФСБ в краях и областях;