Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..…3
1.Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
1.1Орган исполнительной власти……………………………………………………………….7
1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть. ………...11
1.3 Виды органов исполнительной власти……………………………………………...15
1.4. Правительство Российской Федерации……………………………………………...18
2. Федеральные органы исполнительной власти……………………………………..26
2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации….28
2.2 Территориальные органы исполнительной власти……………………………36
2.3 Органы местного самоуправления в системе публичной власти ……...38
Заключение……………………………………………………………………………………………… ..44
Список используемой литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..…3

1.Понятие и правовой статус органов   исполнительной власти.       

1.1Орган исполнительной власти……………………………………………………………….7

1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть. ………...11

1.3   Виды органов исполнительной власти……………………………………………...15

1.4. Правительство Российской Федерации……………………………………………...18

2. Федеральные органы исполнительной  власти……………………………………..26

2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации….28

2.2 Территориальные органы исполнительной власти……………………………36

2.3 Органы местного самоуправления в системе публичной власти ……...38

Заключение……………………………………………………………………………………………… ..44

Список используемой литературы…………………………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность темы исследования обусловлена  следующим. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет характер политического взаимодействия государственной власти, элит и общества внутри страны и модель поведения  государства на внешнеполитической арене. Еще более важное место  исполнительная власть занимает в трансформирующихся обществах, где происходит деконструкция  старых политических институтов, установок  и ценностей и создание новых. К таким государствам, безусловно, относится и Российская Федерация. Достижение ключевых целей государственного управления напрямую зависит от эффективной  деятельности системы исполнительной власти и, прежде всего, федеральных  органов исполнительной власти.

 

Проблема эффективности институциональных  структур исполнительной власти не является уникальной для Российского государства. Данный вопрос является актуальным для  большинства современных государств. Реформирование, оптимизация систем исполнительной власти уже успели превратиться во многих из них в перманентную функцию государства.

С момента начала последней административной реформы прошло три года и «институциональный дизайн» системы федеральных  органов следует признать состоявшимся. Сегодняшняя система приобрела  важнейшую характерную черту, которой  не было более десяти лет – стабильность. Безусловно, ее «точечная настройка» идет и будет продолжаться. Однако данная деятельность не нарушает сложившейся  целостности трехуровневой системы  федеральных органов исполнительной власти «федеральное министерство –  федеральное агентство – федеральная служба».

Различные подходы к пониманию  феномена власти отражены в работах  классиков политической науки –  И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса,

 А. Шопенгауэра, М. Вебера, Р. Даля, Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, 

 М. Крозье и др.

Полезными для концептуального  осмысления и анализа объекта  исследования были работы таких отечественных  и зарубежных ученых, как М. Г. Анохин, Г. В. Атаманчук, Ж. Ведель, Р. Даль, Р. Драго, В. Г. Игнатов, В. Д. Зотов, В. Т. Исаков, О. Е. Кутафин, Б. М. Лазарев, Г. В. Мальцев,

 Л. С. Мамут, М. Н. Марченко, Н. П. Медведев, B. C. Нерсесянц,

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование  деятельности системы федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования –  конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции  развития современной системы федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления  административной реформы исполнительной власти.

Цель настоящей работы – провести комплексное исследование системы  федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как  одного из ключевых институтов политико-административного  управления в механизме российского  государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного  института.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1) проанализировать место и роль  исполнительной власти в системе  разделения властей в современных  государствах, определить понятие  исполнительная власть Российской  Федерации;

2) исследовать систему и структуру  федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

3) определить роль Президента  РФ в организации и повседневной  деятельности федеральной исполнительной  власти;

4) описать основные структурные  единицы политического пространства  Российской Федерации.

Методологической основой исследования послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие. Системно-структурный и структурно-функциональный методы стали базовыми в ходе проведения диссертационного исследования и использовались при анализе системы федеральных органов исполнительной власти. Метод политической компаративистики оказался эффективным для выявления закономерностей функционирования и развития систем исполнительной власти в различных современных государствах. Нормативный метод использовался при анализе правовых документов РФ.

Структура работы отражает логику научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы

 Тема «Органы исполнительной  власти» является важнейшей частью  современного административного  права. Она представляет ту  его часть, которую можно назвать  «правом организации управления»  (организационным административным  правом), и включает такие понятия,  как признаки органов исполнительной  власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы  образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение  (ликвидация).

Законодатель не устанавливает  понятие органа исполнительной власти                      ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных  органов исполнительной власти  и определением в Конституции  РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, ,112, 125), федеральных  конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и  иных нормативных   правовых актах  их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы»,  «исполнительные  органы государственной власти (ч. 3 преамбулы  вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные  органы государственной власти субъекта РФ» и органы исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе   в одном значении).                  

 

1.1Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть  следующее.               

 

1. Государственно-правовая природа  органов исполнительной власти  обусловлена конституционным разделением  государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную. Наличие  в системе государственной власти  исполнительных органов — следствие  нормативного закрепления принципа  разделения властей.

 

2. Органы исполнительной власти  — это внешняя форма выражения  исполнительной власти. Они образуются  для практической реализации  функций и задач самой исполнительной  власти, посредством которой, как  известно, осуществляется государственное  управление в экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферах жизни общества.    

 

3. Работа органов исполнительной  власти строится в соответствии  с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;                              

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;              

в) верховенство Конституции РФ и  федеральных законов на всей территории РФ;                              

г) единство системы государственной  власти;     

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей их части в ведении  одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ;

ж) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

 

з) обеспечение самостоятельного осуществления  своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие  органы исполнительной власти.         

4.Главная задача, органа, исполнительной  власти - правоисполнительная деятельность  т.е. исполнение действующих законов  и, иных нормативных правовых  актов, а также обеспечение  их выполнение всеми субъектами  права.

5. Деятельность органов исполнительной  власти по своему содержанию  имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный  характер; в результате этой деятельности  решаются и реализуются государственные  задачи и функции.         

6. Существует организационная структура  органа исполнительной власти, т.е.  наличие в нем государственных  должностей функциональных структурных  подразделений (департаментов, отделов,  управлении, главных управлений  и т.д.), способствующих наиболее  эффективному осуществлению задач,  функций и полномочий данного  органа. Каждая государственная  должность замещается государственным служащим, который      имеет специальный административно-правовой статус (права,        обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.                   

  7. Органы исполнительной власти  наделены государством осбыми  государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных  правовых формах, отличающихся от  правовых форм деятельности органов  других ветвей власти; обладают  компетенцией, установленной в различных  нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах;  приказах  и т.д.). В компетенцию, как правило,  включаются в качестве основных  компонентов задачи, права, обязанности,  полномочия и ответственность  органа исполнительной власти. В  пределах своей компетенции органы  издают правовые акты управления  и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов  исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

 в) действия юридического  характера и принятие решений,  взывающих важные правовые последствия; 

г) нормотворческая деятельность;                     

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти  постоянно и непрерывно действует  на определенной территории РФ.     

9. Органы исполнительной власти  наделены правом нормо - творческой  деятельности, т. е. правом издания:  актов управления (административных  актов). Для решения поставленных  задач осуществления функций  государственного управления каждый  орган исполнительной власти  имеет право издавать правовые  акты управления. В законах и  специальных нормативных пра­вовых  актах определяются виды, порядок  принятия, государственной регистрации,  действия, опубликования, оспаривания  правовых актов управления. Правовые  акты органов исполнительной  власти — это, с одной стороны,  важнейшая правовая форма управленческих  действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также

обеспечивают решение возникающих  в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный  порядок образования, формирования  реорганизации и ликвидации органа  исполнительной власти.      

11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наименование. 

12. Федеральными законами и законами  субъектов РФ предусмотрена ответственность  органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Информация о работе Органы исполнительной власти