Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..…3
1.Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
1.1Орган исполнительной власти……………………………………………………………….7
1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть. ………...11
1.3 Виды органов исполнительной власти……………………………………………...15
1.4. Правительство Российской Федерации……………………………………………...18
2. Федеральные органы исполнительной власти……………………………………..26
2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации….28
2.2 Территориальные органы исполнительной власти……………………………36
2.3 Органы местного самоуправления в системе публичной власти ……...38
Заключение……………………………………………………………………………………………… ..44
Список используемой литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

13. Орган исполнительной власти—  юридическое лицо — имеет гербовую  печать, может вступать в гражданско-правовые  отношения.

14. Финансирование органа исполнительной  власти осуществляется за счет  средств федерального бюджета  или средств бюджета субъекта  РФ, предусмотренных отдельной статьей.

 

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что  эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении  предоставленных им полномочий. Независимость  органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, а также другими норма­тивными  правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов  государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой  перечень структурных подразделений  органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается  государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

 

1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть.          

 

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы  государства. Президент  РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя  ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и  судебной. Президент, выполняя важнейшие  государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной  власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует  со всеми ветвями власти, принимает  участие в организации деятельности федеральных органов государственной  власти, но не является главой ни одной  из трех ветвей государственной власти.

 

  Президент РФ, не будучи главой  исполнительной власти, играет тем  не менее весьма значительную  роль в сфере ее организации  (т. е. формирования системы  органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического  осуществления функций компетенции,  полномочий).

 

 Президент РФ как глава  государства имеет множество  важнейших полномочий, которые связаны  с организацией и деятельностью  государственных органов исполнительной  власти:

1) гарантирует права и свободы  человека и гражданина, которые  реализуются чаще; всего в области  организации и функционирования  государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) предлагает для одобрения Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру  Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент  РФ может назначить на эту  должность свою кандидатуру.);    

4) обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти РФ;

5) вправе принимать или отклонять  отставку Правительства РФ;

6) определяет внутреннюю и внешнюю  политику Российской Федерации  (тем самым он оказывает огромное  влияние на содержание деятельности  высшего органа исполнительной  власти в стране);                                

7) вправе приостанавливать дёйствие  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам России или нарушения  прав и свобод человека и  гражданина, но только до решения  данного вопроса соответствующим  судом. Поэтому такое право  ограничивается во времени и  контролируется по содержанию;

 

8) вправе использовать согласительные  процедуры для разрешения разногласии  между органами исполнительной  власти Российской Федерации  и органами исполнительной власти  субъектов РФ как по своей  инициативе, так и по инициативе  органа исполнительной власти. В  случае не достижения согласованного  решения Президент РФ может  передавать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего  суда: так, ряд споров о компетенции  разрешается Конституционным Судом  РФ. Предметом рассмотрения в  Конституционном Суде РФ может  стать отказ одной из сторон  вести переговоры по заключению  соглашения, в то время как  другая сторона выступила с  инициативой несогласия с отдельными  пунктами соглашения; отказ в  подписании соглашения в целом  и т. п.

9) представляет Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру  для назначения на должность  Председателя Центрального банка  РФ; ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении  его от должности;

10) по предложению Председателя  Правительства РФ назначает: на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров 

11) представляет  Совету Федерации  Федерального Собрания кандидатуры  для назначения на высшие судебные  должности, а также кандидатуру  Генерального прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет Совет  Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет  руководство Администрацией Президента  РФ;                           

14) утверждает военную доктрину  Российской Федерации;

15) назначает и освобождает от  должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;

16) назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных  организациях. По представлению  Председателя Правительства РФ  Президент РФ утверждает систему  и структуру федеральных органов  исполнительной власти, вносит в  них изменения и дополнения. Он  имеет право вносить изменения  в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать  федеральные органы исполнительной  власти.

 

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах  я в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно  либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение:                                          

   Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории  РФ. Акты Президента РФ не должны  противоречить Конституции РФ, федеральным  конституционным законам и федеральным  законам. В сфере организации  и функционирования государственных  органов исполнительной власти  действует множество указов я  распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов  РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным  органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ.       

Начиная административную реформу, Президент  РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  феде­ральном округе. В России образовано семь федеральных округов:

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский  и Дальневосточный. Образование  округов даст возможность более  эффективно осуществлять феде­ральный контроль на уровне нескольких субъектов  РФ, позволит своевременно разрешать  возникающие споры и конфликты  между органами региональной государственной  власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

 

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение  о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным  органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования не взаимодействия органов  государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношении Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших  вопросов государственного строительства  и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений  Президенту РФ; Обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной  власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции  РФ, федеральных законов, указов и  распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране.

1.3Виды органов исполнительной власти

 

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные  термины «система» и «структура»  федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная  классификация субъектов, нет законов  о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила  бы на уровне субъектов Федерации  разработать и внедрить различные  модели их управленческих органов. При  этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно  должны включать все элементы их правового  статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.              

В Российской Федерации создано  множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку  принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи  с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости  от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие  виды органов исполнительной власти.      

1. По уровню нахождения органа  в системе исполнительной уластив  Российской Федерации (в зависимости  от федеративного государственного  устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) органы исполнительной власти субъектов  РФ: республик, краев, областей, городов  республиканского значения (Москва и  Санкт- Петербург), автономной области  и автономных округов. Для данного  раздела классификации важнейшее  значение имеет установление территориальных  границ, в рамках которых тот или  иной орган исполнительной власти может  осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов  исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность  нижестоящих органов выше­стоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим  законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать  основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления, а также  определять основы взаимодействия и  порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.                   

 

2. По субъекту, в ведении которого  находится право формировать  (учреждать) органы: 

а) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру  образования этих органов к ведению  Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные  органы;

б) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции  РФ, конституций (уставов) и законов  субъектов РФ. Право образования  этих органов отнесено к ведению  субъектов РФ.

Информация о работе Органы исполнительной власти