Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..…3
1.Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
1.1Орган исполнительной власти……………………………………………………………….7
1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть. ………...11
1.3 Виды органов исполнительной власти……………………………………………...15
1.4. Правительство Российской Федерации……………………………………………...18
2. Федеральные органы исполнительной власти……………………………………..26
2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации….28
2.2 Территориальные органы исполнительной власти……………………………36
2.3 Органы местного самоуправления в системе публичной власти ……...38
Заключение……………………………………………………………………………………………… ..44
Список используемой литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

Органы исполнительной власти, формируемые  в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим  федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в  субъекте РФ, подчиняется и главе  администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы» руководители, которых (главы  исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации  краев и областей, городов федерального значения);

б) органы, формируемые в установленном  порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или  главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное  лицо).        

4. По организационно-правовым формам.

а) правительства (советы министров, которые  имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство  республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные  агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации;              

е) мэрии;  

ж) департаменты, управления, главные  управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов  исполнительной власти, так и в  субъектах РФ).

5. По характеру компетенции  (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей  компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми  или большинством отраслей и сфер деятельности (управления)  по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут  решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического  строительства на соответствующей  территории;

 б) органы отраслевой компетенции  осуществляют управление; подчиненными  им отраслями в различных сферах  государственной деятельности. Ими  являются, как правило, федеральные  и республиканские министерства  и образуемые ими иные отраслевые  органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются  органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями  (например, администраций краев,  областей) и осуществляющие деятельность  в рамках конкретной отрасли  управления;

в) органы межотраслевой компетенции  выполняют специальные функции  для всех или, для большинства  отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти ме­жотраслевой компетенции учреждается в целях  обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и  сфере деятельности.

6. По порядку принятия управленческих  решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;        б) единоначальные органы.

1.4. Правительство Российской Федерации

 

Правовую основу организации и  деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные  законы, в том числе Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации»; федеральные  законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации. Данная система  образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.  

Правительство РФ осуществляет государственную  власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным  Собранием и судами. При этом Правительство  РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство  РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно  к этому федеральному органу в  Конституции РФ не употребляется. Правительство  РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

От других федеральных органов  Правительство РФ отличается предметом  и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство  РФ:

а) организует исполнение Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров  РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;       

в) принимает меры по устранению нарушений  законодательства РФ. Правительство  РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президен­та  РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает  акты,  не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным  органам исполнительной власти соответствующим  должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит  от структуры федеральных органов  исполнительной власти, т. е. системы  этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.   Правительство РФ состоит  из членов Правительства РФ:

Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров. 

Председатель Правительства РФ назначается Президентом  РФ с  согласия Государственной Думы, а  освобождается от должности также  Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и  Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства  РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства  РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент  РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства  РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства  РФ его обязанности исполняет  один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.                        

 Заместители Председателя Правительства  РФ и федеральные министры  назначаются на должность и  освобождаются от должности Президентом  РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют  право подавать заявления отставке.

Для членов Правительства РФ устанавливаются  определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в установленном  порядке представлять в налоговые  органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности  в органах государственной власти, органах местного самоуправления и  общественных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления  в качестве члена Правительства  РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой.

Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля за выполнением  органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который  взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат  Федерального Собрания. Организационная  структура Аппарата Правительства  РФ включает руководство Аппарата и  его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.               

Правительство РФ руководит работой  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству  РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие  общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

а) утверждает положения о федеральных  министерствах и об иных федеральных  органах исполнительной власти, устанавливает  предельную численность работников их аппаратов и раз­мер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти  цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти  цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает  от должности заместителей федеральных  министров, руководителей федеральных  органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций  при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти;

 

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве  РФ.

 К общим полномочиям Правительства  РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;               б)осуществление регулирования в  социально экономической сфере;                       

в) обеспечение единства системы  исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых  программ и обеспечение их реализации;

д) реализация права законодательной  инициативы.

Законодатель нормативно устанавливает  полномочия Правительства РФ в следующих  сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Российской Федерации; внешней политики и международных отношений

Для того чтобы исполнять установленные  за Правительством РФ полномочия оно  определяет порядок принятия своих  решений: постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений  Правительства РФ, а акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, — в форме  распоряжении Правительства РФ. Постановления  распоряжения Правительства РФ подписываются  Председателем.

Правительства РФ, публикуются в  установленном порядке в официальных  изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или  распоряжения Правительства РФ считается  дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий  Российской Федерации.

 

Постановления Правительства РФ за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера, подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.           

 Постановления Правительства  РФ, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее  дня их официального опубликования.  Иные постановления Правительства  РФ вступают в силу со дня  их подписания, если самими постановлениями  Правительства-РФ не предусмотрен  иной порядок вступления их  в силу распоряжения Пра­вительства  РФ вступают в силу со дня  их подписания.

Акты Правительства РФ могут  быть оспорены в суде. Правительство  РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие  правового характера.

Основные решения и акты Правительства  РФ обсуждаются и принимаются  на его заседаниях. Заседания Правительства  РФ проводятся не реже одного раза в  месяц. Заместители Председателя Правительства  РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия  в заседании они информируют  об этом Председателя Правительства  РФ.

В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители  палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, Генеральной  прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство  РФ может рассматривать отдельные  вопросы на своих закрытых заседаниях.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства  РФ для решения оперативных вопросов. Заседания Президиума Правительства  РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются  большинством голосов от общего числа  членов этого Президиума.

 

Его решения не должны противоречить  решениям, принятым на заседаниях Правительства  РФ, которое вправе отменить любое  решение Президиума Правительства  РФ.

 Координационные органы, образуемые  Правительством РФ для обеспечение  согласованных действий заинтересованных  органов исполнительной власти  в решении определенного круга  задач, называются комиссиями. Консультативные  органы, образуемые Правительством  РФ для предварительного рассмотрения  вопросов и подготовки соответствующих  предложений, носящих рекомендательный  характер, называются советами и  являются  постоянно действующими  совещательными органами.

Информация о работе Органы исполнительной власти