Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..…3
1.Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
1.1Орган исполнительной власти……………………………………………………………….7
1.2 Президент Российской Федерации и исполнительная власть. ………...11
1.3 Виды органов исполнительной власти……………………………………………...15
1.4. Правительство Российской Федерации……………………………………………...18
2. Федеральные органы исполнительной власти……………………………………..26
2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации….28
2.2 Территориальные органы исполнительной власти……………………………36
2.3 Органы местного самоуправления в системе публичной власти ……...38
Заключение……………………………………………………………………………………………… ..44
Список используемой литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие Правительства РФ и  других органов государственной  власти.  Президент РФ имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства  РФ и на заседаниях Президиума РФ.

Правительство РФ осуществляет необходимую  координацию деятельности федеральных  органов исполнительной власти, ведающих  вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президент РФ может отменить постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных  Конституцией РФ,  случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.

 Правительство РФ слагает  свои полномочия  перед вновь  избранным Президентом РФ. Решение  о сложении Правительством РФ  своих полномочий и оформляется  распоряжением Правительства РФ  в день вступления в должность  Президента РФ. Правительство РФ  может подать в отставку, которая  принимается или отклоняется   Президентом РФ. Президент РФ  вправе принять решение об  отставке Правительства РФ, в  том числе и предусмотренных  Конституцией РФ случаях выражения  Государственной Думой недоверия  Правительству РФ либо отказа  в доверии ему Государственной  Думы.  

 

Правительство РФ имеет право законодательной  инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством  внесения законопроектов в Государственную  Думу.

Правительство РФ в пределах своих  полномочий;

а) производит финансирование судов  только из федерального бюджета и  обеспечивает возможность-полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным  законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство  РФ в пределах своих полномочий в  целях обеспечения сочетания  интересов Российской Федерации  и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере  осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов  исполнительной власти субъектов РФ.

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи  и отношения. Они проявляются  в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов  РФ федеральному Правительству по отдельным  вопросам, а также в координации  совместных действий и принятии совместных решений. Особенно важно взаимодействие этих органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным  органом исполнительной власти органам  исполнительной власти субъектов РФ либо в порядке делегирования  органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.

 

 

 

 

2. Федеральные органы исполнительной власти

Конституция РФ устанавливает систему  органов исполнительной власти в  Российской Федерации. Основным критерием  систематизации этих органов является разграничение в Конституции  РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведений Российской Федерации относятся  установление системы федеральных органов  исполнительной власти порядка их организации  и деятельности, формирование федеральных  органов исполнительной власти. В  совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находится установление общих принципов организаций  системы органов государственной  власти. На уровне Российской Федерации  по данному вопросу должны приниматься  федеральные законы. До настоящего времени федеральный закон о  системе федеральных законов  исполнительной власти не принят, поэтому  не устанавливает своими указами  Президент РФ. Система органов  государственной власти субъектов  РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, которые установлены федеральными законами.

Система федеральных органов исполнительной, власти представляет  собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными моральными нормативными правовыми актами и имеющие специальное  назначение, организационную структуру  и нормативно определенную компетенцию  для решения задач и осуществления  функций управления.                 

К числу федеральных органов  исполнительной власти относятся следующие:

1.  Правительство РФ.                      

2. Федеральные министерства, которые  являются федеральными органами  исполнительной власти, осуществляющими  функции по выработке государственной  политики и нормативно – правовому  регулированию в  установленной   сфере деятельности. Федеральное  министерство возглавляет  входящий  в состав Правительства  РФ  министр РФ (федеральный министр). Федеральное  министерство самостоятельно  осуществляет правовое  регулирование в установленной сфере деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. 

Федеральное министерство вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные  функции, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме  случаев, устанавливаемых указами  Президента РФ).        

3. Федеральные службы являются  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в  установленной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны  Государственной границы Российской  Федерации, борьбы с преступностью,  общественной безопасности. Федеральную  службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная  служба по надзору в установленной  сфере деятельности может иметь  статус коллегиального органа. Федеральная  служба в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые  акты и не вправе осуществлять  нормативно-правовое регулирование  (кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента РФ), а федеральная  служба по надзору — также  управление государственным имуществом  и оказание платных услуг. Федеральная  служба может быть подведомственна  Президенту РФ или находиться  в ведении Правительства РФ.                             

4. Федеральные агентства являются  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими в установленной  сфере деятельности функции по  оказанию государственных ус­луг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций  по контролю и надзору. Федеральное  агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.  Федеральное агентство может  иметь статус коллегиального  органа. Федеральное агентство в  пределах своей компетенции издает  индивидуальные правовые акты  и не вправе осуществлять нормативно-правовое  регулирование в установленной  сфере деятельности, а также функции  по контролю и надзору (кроме  случаев, устанавливаемых указами  Президента РФ). Федеральное агентство  ведет реестры, регистры и кадастры.

 

Конкретный перечень существующих в настоящее время федеральных  министерств, федеральных служб  и федеральных агентств определен  Указом Президента РФ «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти».

2.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется  в 89 субъектах  РФ Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим  образом. Отсутствие конкретизированного  законодательства в данной сфере  породило множество проблем в  административной организации субъектов  РФ. Органы исполнительной власти в  настоящее время создаются и  действуют:

1) в республиках, имеющих свои  конституции, которые определяют  основные начала создания Системы  республиканских исполнительных органов;

2) в краях и областях (т. е.  администравно территориальных  единицах), устанавливающих системы  органов исполнительной власти  в своих уставах; 3) в автономных  образованиях (одна область и  округа;

4) в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге);

В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х  гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным  законодателем были установлены  рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием  региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов  исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают  общие принципы организации законодательных  представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких  принципов относится совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов.

 

  В соответствии с вышеназванным  Законом система исполнительных  органов государственной власти  субъектов РФ устанавливается  ими самостоятельно. Перечень исполнительных  органов субъекта РФ определяется  высшим должностным лицами субъекта  РФ (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта РФ) в соответствии с  Конституцией (уставом) субъекта  РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего волнительного  органа государственной власти субъекта РФ).

В субъекте РФ устанавливается система  органов исполнительной власти  во главе с высшим исполнительным органом  государственной субъекта РФ, который возглавляет руководитель  ( президент республики, губернатор, глава администрации).  Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность  высшего должностного лица субъекта РФ, которое возглавляет в данном случае высший исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную  должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным  законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным  правом. Наименование должности высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного  субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации  Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности  РФ, государственные должности федеральной  государственной службы, иные государственные  должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные полномочия:                     

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении Внешнеэкономических  связей, при этом оно вправе подписывать  договоры и соглашения от имени, субъекта РФ;

 б) обнародует законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания  законов или издания специальных  актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным  органом государственной власти  субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного  заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный  законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной _власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.               

Руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ может осуществлять и иные полномочия. При этом он обязан соблюдать. Конституцию  РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также  исполнять указы Президента РФ и  постановления Правительства РФ.

 Высшее должностное лицо  субъекта РФ издает на основе  федеральных и региональных законов,  нормативных актов Президента  РФ и Правительства РФ указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории  соответствующего субъекта РФ.

 

Информация о работе Органы исполнительной власти