Основные направления контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Цель преддипломной практики заключается в изучении основных направлений контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Исходя из указанной цели, в данной работе поставлены задачи определения:
- сущности и задач контрольно-надзорной деятельности;
- нормативно-законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность;
- критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области;
- направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации 5
1.1 Сущность и задачи контрольно-надзорной деятельности 5
1.2 Нормативно-законодательные акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность 9
1.3 Критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации 14
2 Анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области 16
3 Направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области 37
3.1 Мероприятия по совершенствованию 39
Заключение 44
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

3

1 Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

5

1.1 Сущность и задачи  контрольно-надзорной деятельности

5

1.2 Нормативно-законодательные акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность

9

1.3 Критерии оценки  эффективности контрольно-надзорной  деятельности в Российской Федерации

14

2 Анализ деятельности  Управления Роспотребнадзора по  Курганской области

16

3 Направления совершенствования  контрольно-надзорной деятельности  Управления Роспотребнадзора по Курганской области

37

3.1 Мероприятия по совершенствованию 

39

Заключение

44

Список использованных источников

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Государство, как и любая организованная система, в качестве одной из основных, выполняет функцию управления. С помощью этой функции, через соответствующие органы, государство обеспечивает реализацию государственной власти.

         Контрольно-надзорная деятельность государственной власти, обусловлена объективной необходимостью активного воздействия государства на общественные отношения в ходе реализации функций государства. Таким образом, контрольно-надзорная функция  реализуется в экономической, политической, социальной, духовной сферах общества и затрагивает многочисленные и разнообразные вопросы прав и свобод человека; осуществления народовластия; финансово-экономической деятельности; законности и правопорядка; обороноспособности и т.д.

          В реализации государственной контрольно-надзорной функции в той или иной степени участвуют органы всех «ветвей власти». В то же время, существуют особые органы, для которых контроль и надзор есть основное направление деятельности. 

          К таким органам относится федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке является Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управление Роспотребнадзора по Курганской области).

          В содержание государственного надзора Управления Роспотребнадзора по Курганской области входит: наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами.

          Цель преддипломной практики заключается в изучении основных направлений контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

           Исходя из указанной цели, в данной работе поставлены задачи определения:

           - сущности и задач контрольно-надзорной деятельности;

           - нормативно-законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность;

           - критерии  оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области;

           - направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области.

           Осуществление контрольно-надзорной деятельности Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проводится с целью проверки соблюдения подконтрольными организациями исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка

 

 

        

 

 

1 Теоретические аспекты  контрольно-надзорной деятельности  в Российской Федерации

 

1.1  Сущность, задачи контрольно-надзорной  деятельности.

         Государство, как и любая организованная система, в качестве одной из основных, выполняет функцию управления. С помощью этой функции, через соответствующие органы, государство обеспечивает реализацию государственной власти. Государственный контроль является необходимым элементом государственного управления, функцией органов государственной власти и призван обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества.

        Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о жизни общества в целом, о тех политических, экономических и социальных процессах, которые происходят в государстве, о деятельности его органов власти и управления.

        Понятие государственного  контроля необходимо отличать  от понятия государственного  надзора.

         Контроль – государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществление корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти.

          Надзор – государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом с последующим инициированием процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти.

            Понятие государственного контроля  является более широким, чем  понятие надзора, и имеет свои, специфические признаки. Органы, осуществляющие  государственный контроль, наделены  более широкими полномочиями, которые предусматривают проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя меры административного принуждения (например, применять к виновным меры административного взыскания - предупреждения, штрафы. Надзорная же деятельность ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает в себя наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к административной ответственности.

          Сама  контрольная функция как таковая  по содержанию включает в себя  три элемента: получение необходимой информации, анализ и оценка информации, реагирование на выявление отклонений от установленных правил и требований. В общую систему контролирующих органов и организаций включаются:

          -  государственные органы федерального значения;

          - государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления);

          - негосударственные контролирующие организации;

          - международные контролирующие организации.

           К негосударственным контролирующим организациям относятся союзы потребителей, профессиональные союзы, аудиторские организации, общественные объединения и т.д.

       Контроль является управленческой функцией с присущим ему властностью, которая проявляется в наличии у контрольных органов ряда; полномочий, связанных с возможностью: дать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков; ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; непосредственно применять в ряде случаев меры государственного принуждения.

         Функция  по осуществлению контроля и  надзора сообразуется с целями, определяемыми государством. При  этом следует выделять непосредственную  и конечную (идеальную) цели. Непосредственной целью контрольно-надзорной функции выступает предупреждение и пресечение нарушений установленных нормами права правил поведения субъектов общественных отношений, а также нормативно установленных требований (стандартов, эталонов) в различных сферах общественной жизни. В качестве конечной цели контрольно-надзорной функции следует назвать достижение состояния максимальной эффективности правового регулирования поведения участников общественных отношений и стандартов, что, в свою очередь, призвано оградить граждан, организации, общество и государство от всевозможных негативных последствий противоправной деятельности, обеспечить их безопасность, права, свободы и законные интересы субъектов общественных отношений.

         Осуществление контрольно-надзорной деятельности опирается на закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из их содержания специальные принципы, которые определяют важнейшие стержневые направления, качественные черты и свойства этой деятельности. Перечня общих принципов контрольно-надзорной, деятельности в действующем законодательстве не выделяется, их совокупность выводится на основе теоретического обобщения и анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контролирующих и надзорных органов и организации.

          Контроль включает анализ причин отклонений, устранение негативных явлений, определяет способы воздействия на управляемый объект с целью преодоления отклонений.

          Надзор характеризуется в качестве деятельности, где:

          - отсутствуют отношения подчиненности и субординации надзорных органов с поднадзорными;

          -  деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с точки зрения законности;

          -  вмешательство в деятельность поднадзорного органа не допускается, реагирование возможно в форме предупреждения, предостережения либо обращение в правоохранительные органы (прокуратуру, налоговую инспекцию  и т.д.), либо за разрешением дела в суд;

          - должностные лица органов надзора не вправе непосредственно применять меры взыскания за допущенные нарушения законности и правопорядка.

          Рассматривая в таком контексте контрольно-надзорную функцию государственных органов, ее сущность видится в том, чтобы выявить:

          - соответствует ли деятельность контролируемых и надзорных государственных органов возложенным на них задачам;

          - выполняются ли и каким образом их функции;

          - каковы результаты работы;

          - достигаются ли поставленные цели;

          - если нет, то каковы причины недостатков.

          К настоящему  времени в России сложилась  многоуровневая система организации  контроля и контрольных функций  органов исполнительной власти. Организационно она включает  в себя:

         - Контрольное управление Президента Российской Федерации;

         - Совет безопасности;

         - Контрольное управление Правительства Российской Федерации;

         - Счетная палата Российской Федерации;

        - окружные контрольные инспекции в составе аппаратов Полномочных Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

        - контрольные управления федеральных министерств и ведомств;

        - республиканские контрольные управления в структуре Администрации главы республики (не во всех республиках);

        - краевые главные федеральные инспектора при краевой администрации;

        - управления контрольно-аналитической работы в составе администрации губернатора;

        - различные управления и отделы с контрольными функциями на муниципальном уровне.

        В настоящее время государственный контроль и надзор в большей или меньшей степени направленный на регулирование экономической деятельности на территории России осуществляют 65 органов контроля и надзора федерального уровня, сосредоточенных в 43 министерствах и ведомствах.

        Общая численность служащих, занятых в контрольно-надзорных органах составляет более 242 тыс. чел. Непосредственно контрольно-надзорную деятельность осуществляют более 150 тыс. чел. Наибольшая доля сотрудников, уполномоченных на проведение контрольно-надзорных мероприятий, относится к Роспотребнадзору 71 166 чел. и органам ветеринарии 65 тыс. чел. Численность остальных органов контроля и надзора находится в пределах от 400 чел. до 5 тыс. чел. Исключение составляют департаменты и управления федеральных ведомств, осуществляющие отдельные виды надзора.

         В состав служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, включены как служащие организаций и учреждений бюджетной сферы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий, так и государственные служащие, для которых участие в контрольно-надзорных мероприятиях определено по должности. При этом доля государственных служащих, принимающих участие в контрольно-надзорных мероприятиях, составляет не более 2%.

Информация о работе Основные направления контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора