Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:16, курсовая работа
Цель преддипломной практики заключается в изучении основных направлений контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Исходя из указанной цели, в данной работе поставлены задачи определения:
- сущности и задач контрольно-надзорной деятельности;
- нормативно-законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность;
- критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области;
- направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
Введение 3
1 Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации 5
1.1 Сущность и задачи контрольно-надзорной деятельности 5
1.2 Нормативно-законодательные акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность 9
1.3 Критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации 14
2 Анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области 16
3 Направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области 37
3.1 Мероприятия по совершенствованию 39
Заключение 44
Список использованных источников 46
1.2 Нормативно-законодательные акты, регламентирующие контрольно-
надзорную деятельность
Органы исполнительной власти Российской Федерации, выполняющие контрольно-надзорные функции, руководствуется при осуществлении своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В этом заключены основные требования, составляющие сущность и содержание законности. Органы исполнительной власти, органы государственного управления, применяют широко в своей деятельности законы и подзаконные акты, при этом сами издают большое число нормативно-правовых актов, которые должны не только не противоречить законам, но и работать на цели, сформулированные в законах. В них должны быть отражены не только властные веления государства (степень его силы власти), но и целесообразность, нравственность этой власти, а главное, законность повседневного поведения и действия власти.
Законодательная база государственного контроля (надзора) на соответствие товаров (продукции), работ, услуг обязательным требованиям и нормам в настоящее время составляет:
- основополагающие законодательные нормы - федеральные законы: «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
- законодательные нормы в области гражданско-правовых отношений, полномочий и ответственности хозяйствующих субъектов в области качества и безопасности поставляемой продукции: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный и Гражданский кодексы Российской Федерации, Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.;
- видовые (профильные) законодательные нормы, устанавливающие, в том числе, требования к организации и проведению контроля (надзора): более 40 видовых законодательных актов (федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О ветеринарии», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О связи», «О пожарной безопасности», «Об энергосбережении», «Об обеспечении единства измерений».
Нормативными правовыми актами, регулирующими исполнение основных полномочий Управления Роспотребнадзора по Курганской области являются:
- Конституция Российской Федерации (ст.41,42 предусматривают право на охрану и укрепление здоровья, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения);
- Кодекс Российской Федерации
об административных правонаруш
- Федеральный закон от 30 марта
1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-
госсанэпиднормирования, госсанэпиднадзора,
сертификации продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека, лицензирования видов деятельности,
госрегистрации опасных для человека
химических и биологических веществ, отдельных
видов продукции, радиоактивных веществ,
отходов производства и потребления, а
также ввозимых на территорию
РФ отдельных видов продукции, проведения
соцгигмониторинга, научных исследований
в области обеспечения санэпидблагополучия
населения, мер по своевременному информированию
населения о возникновении инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений), состоянии среды
обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятиях, мер
по гигиеническому воспитанию и обучению
населения и пропаганде здорового образа
жизни, мер по привлечению к ответственности
за нарушение законодательства
РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения);
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав);
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека);
- Федеральный
закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об
иммунопрофилактике
- Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст.3 определяет основные принципы обеспечения радиационной безопасности: принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения, принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением, принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения);
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора));
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (задачей госсанэпиднормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила - санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Кургаской области осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
1.3 Критерии оценки эффективности контрольно-надзорной
деятельности в Российской Федерации
Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государственного управления, эффективность которого зависит от персонала государственных органов. Именно органы государственной власти осуществляют непосредственное регулирование жизни людей, общества в целом. Большая ответственность лежит на плечах людей, состоящих на государственной службе.
Любая оценка деятельности подразумевает предварительное установление критерия (стандарта), достижения которого определяет уровень эффективности. Эти критерии в будущем сравниваются с фактическим положением, показателями и делается вывод об эффективной или неэффективной деятельности. Критерии разрабатываются на основании управленческих заданий для конкретного подразделения, должностного лица и определяют результаты, которые они должны достигнуть. Изложенные критерии в цифрах есть конкретные ожидания вышестоящего руководителя, сообщенные подчиненному до начала периода, в течение которого будет осуществляться деятельность. А показатели отражают полученные результаты. Именно наличие возможности сравнения критериев и показателей позволяет оценивающей стороне сделать объективные выводы о качестве проделанной работы и принять обоснованное управленческое решение о соответствующей оценке.
В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки и подготовленности, квалификации опыта работы.
Организация управления государственной службой, ее персоналом, обеспечение порядка, условий и процедур реформирования государственной службы, повышения профессионализма и компетентности государственных служащих возложены на органы управления государственной службой.
Всестороннее исследование контрольной деятельности государства, независимо от того, какими его органами такая деятельность осуществляется, невозможно без установления различных критерий оценки контроля, углубленного анализа современных форм и методов контроля, что позволяет более четко урегулировать в законодательстве вопросы организации и проведения контроля, уяснить результативность применения правовых норм о контрольной деятельности, совершенствовать формы взаимодействия и разнообразить контакты, возникающие в процессе проведения контроля.
Качественное повышение уровня функционирования государственной службы в России в первую очередь зависит от следующих мер: разработки современных регламентирующих документов; «встраивания» государственной службы в общую логику и схему нового государственного управления; повышения уровня профессионализма служащих; формирования у государственных служащих качественных этических и нравственных установок на конечные результаты работы и их оценку, как профессионалами, так и общественными организациями, соответствующим кругом «обслуживаемых» граждан; максимальное использование принципов прозрачности и персональной ответственности за конечные результаты деятельности в целях борьбы с коррупцией и повышения общей результативности.
2 Анализ деятельности
Курганской области
Деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора по Курганской области в 2010 г. осуществлялась в соответствии с основными направлениями, определенными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.1 Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения:
2.1.1 Контроль за качеством атмосферного воздуха.
Осуществляется лабораториями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». В 2010г. исследовано 8064 пробы атмосферного воздуха, из них 4830 проб в городских поселениях и 3234 пробы атмосферного воздуха в сельских поселениях. Удельный вес неудовлетворительных проб атмосферного воздуха в 2010г. составил 2,7%. Превышение предельно-допустимых концентраций установлено по бензапирену, взвешенным веществам, оксиду углерода, углеводородам.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в части выполнения требований санитарного законодательства в 2010г. составлено 53 протокола об административных правонарушениях, материалы 5 дел переданы в правоохранительные органы для принятия мер прокурорского реагирования. Материалы 3 дел переданы на рассмотрение судьям, по 2 делам приняты решения о приостановлении деятельности объектов.
2.1.2 Состояние водных объектов.
Качество воды в водных объектах Курганской области на протяжении последних 5 лет остается стабильным. В 2010г. удельный вес неудовлетворительных проб воды в водоемах по санитарно-химическим показателям составил 31,7%, показатель по России в 2009г. - 21,9%. Вода водоемов не соответствует гигиеническим требованиям по содержанию сухого остатка, железа, марганца. Удельный вес неудовлетворительных проб воды по микробиологическим показателям в 2010г. составил 2,8%, показатель по России - 17,8%.
Удельный вес неудовлетворительных проб воды в источниках централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям в 2010г. составил 47,4%, показатель по России – 28,0%.
В целях обеспечения населения Курганской области доброкачественной питьевой водой Управлением Роспотребнадзора по Курганской области вынесен на рассмотрение Правительством Курганской области вопрос об обеспечении населения питьевой водой и принятии срочных мер для ликвидации аварийных ситуаций на водопроводных сетях.
2.1.3 Лечебно-профилактические учреждения.
На территории Курганской области функционирует 980 лечебно-профилактических учреждений, из них 62 учреждения стоматологического профиля, 16 санаторно-курортных учреждений, 38 учреждений акушерского профиля и детских лечебно-профилактических учреждений. В 2010г. за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в лечебно-профилактических учреждениях наложено 563 штрафа, 28 дел передано для рассмотрения в суд за невыполнение предписаний, по 20 делам приняты решения о привлечении к ответственности. Отстранено от работы 42 человека, 68 материалов передано в прокуратуру.
2.1.4 Состояние почвы.
Основными факторами, вызывающими загрязнения почвы, являются промышленные и бытовые отходы. На территории Курганской области эксплуатируется 576 объектов захоронения отходов. Всего на территории области проведено 97 плановых и 40 внеплановых проверок по вопросам охраны почвы, в том числе совместных проверок с органами прокуратуры, внутренних дел, органами местного самоуправления – 89 проверок.