Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:18, реферат
В соответствии с целями и задачами, поставленными программой практики, мной осуществлены:
- сбор информационного материала для написания выпускной квалификационной работы;
- изучение общих, частных, вспомогательных вопросов информационного и другого практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы
- обработка собранного материала с последующим анализом в выпускной квалификационной работе действующего законодательства по теме дипломного исследования;
К таким законам, имеющим
общий характер, непосредственно
примыкают законы и другие нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации по вопросам о территориях
муниципальных образований, порядке
их реорганизации и упразднения,
об осуществлении права
В большинстве субъектов
Российской Федерации приняты законы,
регулирующие порядок проведения муниципальных
выборов и местных
Для оптимальной организации и эффективного функционирования органов местного самоуправления важное значение имеют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы статуса и социальных гарантий депутатов представительных органов и глав местного самоуправления, муниципальной службы, прав и обязанностей муниципальных служащих. С принятием Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" региональные законы требуется привести в соответствие с этим законом.
Важным направлением дальнейшего
развития местного самоуправления является
укрепление экономических и финансовых
основ. Поэтому актуальными
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такое их наделение осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов, Российской
Федерации законами устанавливаются
конкретные виды ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления
за нарушение ими федерального и
регионального
К муниципальному законодательству относятся прежде всего уставы городов, районов, поселков, других муниципальных образований. Устав — основной нормативный правовой акт муниципального образования. В нем определяются предметы ведения местного самоуправления; территориальное устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и ответственность; правовая, экономическая и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения муниципального образования; другие конкретные вопросы организации местного самоуправления.
Государственные требования, предъявляемые к уставу муниципального образования, установлены ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой в уставе указываются:
1) границы и состав
территории муниципального
2) вопросы местного значения,
относящиеся к ведению
3) фермы, порядок и гарантии
непосредственного участия
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов
представительных органов
7) виды, порядок принятия
и вступления в силу
8) основания и виды
ответственности органов
9) порядок отзыва, выражения
недоверия населением или
10) статус и социальные
гарантии депутатов, членов
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок
организации муниципальной
15) экономическая и финансовая
основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения,
пользования и распоряжения
14) вопросы организации
местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на
15) другие положения об
организации местного
Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования
подлежит государственной регистрации.
Федеральный закон
Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования (обнародования).
При этом следует иметь в виду, что акт государственной регистрации устава муниципального образования является обязательной стадией нормотворческого процесса, следующей за приятием устава и предшествующей его опубликованию (обнародованию), после которого устав вступает в силу1.
Порядок регистрации устава
устанавливается законом
Закон устанавливает процедуру представления уставов на государственную регистрацию; порядок рассмотрения заявлений о государственной регистрации уставов и принятия по ним решений; основания для отказа государственной регистрации, Предусматриваются случаи отмены государственной регистрации уставов, а именно: признание устава утративших силу решением представительного органа местного самоуправления либо местным референдумом; вступлением в силу решения суда о несоответствии положений устава Конституции Российской Федерации и Уставу Иркутской области, федеральным и областным законам.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 3.
В Законе устанавливается Реестр уставов, т.е. документ, содержащий сведения об уставах муниципальных образований, внесенных в них изменениях и дополнениях, прошедших государственную регистрацию. Ведение Реестра возложено на Управление юстиции Иркутской области.
Кроме уставов, к муниципальному законодательству относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам своего ведения (ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления-в Российской Федерации")- Наименования и виды таких актов, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Например” Закон Белгородской, области "О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" от 29 июля 1996 г. определяет виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу, а также ответственность за принятие неправомерных правовых актов,
Под правовым актом понимается акт, изданный пол* номочньш на то органом или должностным лицом местного самоуправления и содержащий правовые нормы, т. е. общие предписания (правила) постоянного или временного действия, применение которых обязательно. Правовой инициативой в органах местного самоуправления, т. е. правом внесения проектов правовых актов либо предложений по их разработке и принятию я органы местного самоуправления, в соответствии с названным законом, обладают: глава местного самоуправления, постоянные комиссии представительного органа местного самоуправления, депутаты, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления; председатель суда, прокурор данного муниципального образования; группы граждан, обладающие избирательным правом, числом не менее чем определено в уставе муниципального образования.
Правовые акты принимаются в форме решений, постановлений, распоряжений.
Составной частью российской
правовой системы, как это вытекает
из ст. 15 Конституции Российской Федерации,
являются общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации. Поэтому правовой основой
местного самоуправления служит Европейская
Хартия местного самоуправления, ратифицированная
Федеральным законом от 11 апреля
1998 г. Хартия определяет основные принципы,
на которых, а также в соответствии
с российской Конституцией, федеральным,
региональным и муниципальным
3. Территориальные основы местного самоуправления
Раскрывая вопрос о территориальной
основе местного самоуправления, следует
иметь в виду, что местное самоуправление
осуществляется на всей территории Российской
Федерации. Свое право на местное
самоуправление граждане Российской Федерации
осуществляют на определенной конкретной
территории, т. е. в "городских, сельских
поседениях и на других территориях.
Конкретизируя указанное
Поэтому можно выделить три вида территорий муниципальных образований:
1) поселения, на которых
непосредственно проживает
2) объединенные территории, которыми являются районы (уезды), сельские округа. Таковых в Российской Федерации — 18681;
3) внутригородские муниципальные
образования, т. е. районы в
городах, которых
Здесь же можно сказать о части территории муниципального образования. Это территории поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории, которые не являются муниципальными образованиями и на которых поэтому осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Особенности городских и
сельских типов поселений определяются
Градостроительным кодексом Российской
Федерации (ст. 5)2. Они связаны с
численностью их населения, научно-производственной
специализацией, их значением в системе
расселения населения и административно-