Отчет по практике в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области судебный участок № 27

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

В соответствии с целями и задачами, поставленными программой практики, мной осуществлены:
- сбор информационного материала для написания выпускной квалификационной работы;
- изучение общих, частных, вспомогательных вопросов информационного и другого практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы
- обработка собранного материала с последующим анализом в выпускной квалификационной работе действующего законодательства по теме дипломного исследования;

Файлы: 1 файл

Реферат по основам местного самоуправления.docx

— 68.01 Кб (Скачать файл)

К таким законам, имеющим  общий характер, непосредственно  примыкают законы и другие нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам о территориях  муниципальных образований, порядке  их реорганизации и упразднения, об осуществлении права законодательной  инициативы органами местного самоуправления, о правовых актах органов местного самоуправления, об обращении граждан  в эти органы, о государственной  регистрации уставов муниципальных  образований.

В большинстве субъектов  Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок проведения муниципальных  выборов и местных референдумов. Особенность регионального избирательного законодательства состоит в том, что в ряда субъектов действует  один закон — о выборах органов  и должностных лиц местного самоуправления, во многих субъектах два закона —  о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и  о выборах глаз муниципальных  образований. В некоторых субъектах  действуют законы об отзыве депутатов  представительных органов местного самоуправления. Законодательство субъектов  Российской Федерации регулирует и  другое формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления, в том числе об организации территориального общественного  самоуправления, о порядке проведения собраний (сходов) граждан и др.

Для оптимальной организации  и эффективного функционирования органов  местного самоуправления важное значение имеют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы статуса  и социальных гарантий депутатов  представительных органов и глав местного самоуправления, муниципальной  службы, прав и обязанностей муниципальных  служащих. С принятием Федерального закона "Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации" региональные законы требуется привести в соответствие с этим законом.

Важным направлением дальнейшего  развития местного самоуправления является укрепление экономических и финансовых основ. Поэтому актуальными представляются, особенно после принятия Федерального закона "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации", законы субъектов Российской Федерации, конкретно регулирующие эту сферу общественных отношений, которые также необходимо приводить  в соответствие с ним.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями  и уставами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такое их наделение  осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации.

В ряде субъектов, Российской Федерации законами устанавливаются  конкретные виды ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления за нарушение ими федерального и  регионального законодательства.

К муниципальному законодательству относятся прежде всего уставы городов, районов, поселков, других муниципальных  образований. Устав — основной нормативный  правовой акт муниципального образования. В нем определяются предметы ведения  местного самоуправления; территориальное  устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и  ответственность; правовая, экономическая  и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения  муниципального образования; другие конкретные вопросы организации местного самоуправления.

Государственные требования, предъявляемые к уставу муниципального образования, установлены ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой  в уставе указываются:

1) границы и состав  территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального  образования;

3) фермы, порядок и гарантии  непосредственного участия населения  в решении вопросов местного  значения;

4) структура и порядок  формирования органов местного  самоуправления;

5) наименование и полномочия  выборных, других органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов  представительных органов местного  самоуправления, членов других выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления;

7) виды, порядок принятия  и вступления в силу нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления;

8) основания и виды  ответственности органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления,

9) порядок отзыва, выражения  недоверия населением или досрочного  прекращения полномочий выборных  органов местного самоуправления  и выборных должностных лиц  местного самоуправления;

10) статус и социальные  гарантии депутатов, членов других  выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, основания и порядок  прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных  лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок  организации муниципальной службы;

15) экономическая и финансовая  основа осуществления местного  самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью;

14) вопросы организации  местного самоуправления, обусловленные  компактным проживанием на территории  муниципального образования национальных  групп и общностей, коренных (аборигенных)  народов, казачества с учетом  исторических и иных местных  традиций;

15) другие положения об  организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в соответствии  с законами Российской Федерации  и законами субъектов Российской  Федерации.

Устав разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно и принимается  представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования  подлежит государственной регистрации. Федеральный закон устанавливает  единственное основание для отказа в государственной регистрации  устава муниципального образования  — это противоречие его Конституции  и законам Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации  может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования  вступает в силу после официального опубликования (обнародования).

При этом следует иметь  в виду, что акт государственной  регистрации устава муниципального образования является обязательной стадией нормотворческого процесса, следующей за приятием устава и предшествующей его опубликованию (обнародованию), после которого устав вступает в  силу1.

Порядок регистрации устава устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Например, Закон  Иркутской области "О государственной  регистрации уставов муниципальных  образований (уставов местного самоуправления) в Иркутской области" от 18 мая 1996 г. (в редакции от 13 ноября 1996 г.) устанавливает, что государственная регистрация  уставов муниципальных образований  осуществляется в целях установления их соответствия Конституции Российской Федерации и Уставу Иркутской  области, федеральным и областным  законам, производится Управлением  юстиции Иркутской области и  осуществляется на основе принципов  соблюдения прав и свобод человека и гражданина; признания я гарантированности  местного самоуправления; самостоятельности  населения в выборе формы организации  местного самоуправления и определения  структуры органов местного самоуправления; самостоятельности местного самоуправления в пределах полномочий, установленных  законом; равных условий и требований, предъявляемых к регистрации; гласности.

Закон устанавливает процедуру  представления уставов на государственную  регистрацию; порядок рассмотрения заявлений о государственной  регистрации уставов и принятия по ним решений; основания для  отказа государственной регистрации, Предусматриваются случаи отмены государственной  регистрации уставов, а именно: признание  устава утративших силу решением представительного  органа местного самоуправления либо местным референдумом; вступлением  в силу решения суда о несоответствии положений устава Конституции Российской Федерации и Уставу Иркутской области, федеральным и областным законам. 

 

1 См.: Бюллетень Верховного  Суда РФ. 1998. № 3.

В Законе устанавливается  Реестр уставов, т.е. документ, содержащий сведения об уставах муниципальных  образований, внесенных в них  изменениях и дополнениях, прошедших  государственную регистрацию. Ведение  Реестра возложено на Управление юстиции Иркутской области.

Кроме уставов, к муниципальному законодательству относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам своего ведения (ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления-в Российской Федерации")- Наименования и виды таких актов, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

Например” Закон Белгородской, области "О правовых актах органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления" от 29 июля 1996 г. определяет виды правовых актов органов и должностных  лиц местного самоуправления, полномочия по изданию правовых актов, порядок  их принятия и вступления в силу, а также ответственность за принятие неправомерных правовых актов,

Под правовым актом понимается акт, изданный пол* номочньш на то органом  или должностным лицом местного самоуправления и содержащий правовые нормы, т. е. общие предписания (правила) постоянного или временного действия, применение которых обязательно. Правовой инициативой в органах местного самоуправления, т. е. правом внесения проектов правовых актов либо предложений  по их разработке и принятию я органы местного самоуправления, в соответствии с названным законом, обладают: глава  местного самоуправления, постоянные комиссии представительного органа местного самоуправления, депутаты, глава  местной администрации, органы территориального общественного самоуправления; председатель суда, прокурор данного муниципального образования; группы граждан, обладающие избирательным правом, числом не менее  чем определено в уставе муниципального образования.

Правовые акты принимаются  в форме решений, постановлений, распоряжений.

Составной частью российской правовой системы, как это вытекает из ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры Российской Федерации. Поэтому правовой основой  местного самоуправления служит Европейская  Хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. Хартия определяет основные принципы, на которых, а также в соответствии с российской Конституцией, федеральным, региональным и муниципальным законодательством, строится местное самоуправление в  Российской Федерации.

3. Территориальные основы  местного самоуправления

Раскрывая вопрос о территориальной  основе местного самоуправления, следует  иметь в виду, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Свое право на местное  самоуправление граждане Российской Федерации  осуществляют на определенной конкретной территории, т. е. в "городских, сельских поседениях и на других территориях. Конкретизируя указанное конституционное  положение, Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" к территориям муниципальных  образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные  образования >(ч. 1 ст. 12).

Поэтому можно выделить три  вида территорий муниципальных образований:

1) поселения, на которых  непосредственно проживает население  и которые подразделяются на  два типа: городские (города и  поселки) и сельские (села, станицы,  деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные). На 1 января 1998 г.  в Российской Федерации насчитывалось:  городов — 1095, поселков городского  типа — 1963, сельских поселений  — 244561;

2) объединенные территории, которыми являются районы (уезды), сельские округа. Таковых в Российской  Федерации — 18681;

3) внутригородские муниципальные  образования, т. е. районы в  городах, которых насчитывается  более 300;

Здесь же можно сказать  о части территории муниципального образования. Это территории поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории, которые не являются муниципальными образованиями  и на которых поэтому осуществляется территориальное общественное самоуправление.

Особенности городских и  сельских типов поселений определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 5)2. Они связаны с  численностью их населения, научно-производственной специализацией, их значением в системе  расселения населения и административно-территориальном  устройстве Российской Федерации.

Информация о работе Отчет по практике в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области судебный участок № 27