Отчет по практике в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области судебный участок № 27

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

В соответствии с целями и задачами, поставленными программой практики, мной осуществлены:
- сбор информационного материала для написания выпускной квалификационной работы;
- изучение общих, частных, вспомогательных вопросов информационного и другого практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы
- обработка собранного материала с последующим анализом в выпускной квалификационной работе действующего законодательства по теме дипломного исследования;

Файлы: 1 файл

Реферат по основам местного самоуправления.docx

— 68.01 Кб (Скачать файл)

В зависимости от численности  населения также поселения подразделяются на:

городские поселения3:

— сверхкрупные города (численность  населения свыше 3 млн. человек);

1 Малый атлас России. М, 1999. С. 75.

2 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

3 При рассмотрении вопроса  о городских поселениях следует  также иметь в виду Федеральную  комплексную программу развития  малых и средних городов Российской  Федерации в условиях экономической  реформы, одобренную указом Президента  Российской Федерации от 24 мая  1996 г. и утвержденную постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2667; № 28. Ст. 3376. 

 

— крупнейшие города (численность  населения от 1 млн. до 3 млн. человек);

— крупные города (численность  население от 250 тыс. до 1 млн-человек);

— большие города (численность  населения от 100 тыс. до 280 тыс человек);

— средние города (численность  населения от ВО тыс, да 103 тыс. человек);

— малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек);

сельские поселения:

— крупные сельские поселения (численность населения свыше 8 тыс. человек);

— большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс, до 5 тыс. человек);

— средние сельские поселения (численность населения от 200 человек  до 1 тыс. человек);

— малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек),

Кроме того, следует иметь  в виду, что Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" к территориальным  основам относит также различные  виды земель, которые составляют территорию муниципального образования. В их числе:

— земли городских, сельских поселений;

— земли общего пользования, прилегающие к городским, сельским поселениям;

— рекреационные зоны, т. е. зоны отдыха, туризма и т.д.

— земли, необходимые для  развития поселений;

— другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, населенная территория может быть признана муниципальным  образованием при условии, если ему  будет обеспечена экономическая  и финансовая самостоятельность, Любое  муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного на них другому не допускается (ч, 8 ст.8). Население городского, сельского  поселения независимо от его численности  не может быть лишено права на осуществление  местного самоуправления (ч. 1 ст. 12), которое  осуществляется в пределах муниципальных  образований. По состоянию на 1 января 1999 г. в Российской Федерации юридически оформлено почти 14 100 муниципальных  образований.

Ограничение прав граждан  на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается  только федеральным законом (ч. 1 ст. 12). К таким территориям Федеральный  закон Относит приграничные территории И закрытые административно-территориальные  образования1, регулирование особенностей организации Местного самоуправления в которых осуществляется федеральными органами государственной власти (ч. 16 ст. 4). При этом ограничения допускаются  в целях защиты конституционного строя* обеспечения обороны страны и безопасности государства. Особенности  местного самоуправления а закрытых административно-территориальных образованиях регулируются Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. (в редакции от 28 ноября 1996 г. и от 31 июля 1998 г.).

Муниципальному образованию  в соответствии с Федеральным  законом "О статусе наукограда Российской Федерации" от 7 апреля 1999 г.2 может быть присвоен статус наукограда. Под наукоградом Российской Федерации Федеральный закон понимает муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Присвоение статуса наукограда производится Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет. При этой утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также программа развития наукограда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. утверждены критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда я порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса1. 

 

1 В Российской Федерации  36 ее субъектов являются приграничными,  действует 41 закрытое административно-территориальное  образование. * СЗ РФ. 199”. № 15. Ст. 1750, 

 

Установление и изменение  границ муниципальных образований, в том числе при их образовании, объединении, преобразовании или упразднении, осуществляются по инициативе населения, органов местного самоуправления и  органов государственной власти субъекта Российской .Федерации. При  этом должны учитываться исторические и иные местные традиции, а при  изменении границ муниципального образования  — также мнение населения соответствующих  территорий, что прямо зафиксировано  в ст. 131 Конституции Российской Федерации.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, их границ и наименований определяется законом  субъекта Российской Федерации.

Территориальные основы осуществления  местного-самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается  в их конституциях, уставах, законах.

Так, в Конституции Кабардино-Балкарской Республики установлено, что местное  самоуправление осуществляется в городах, районах, поселках, сельских поселениях.

В уставе Кемеровской области  под муниципальными образованиями  понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление, имеются муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления.

Закон Рязанской области "О местном самоуправлении в  Рязанской области" от 10 января 1996 г. в редакции от 2 октября 1996 г. и 26 февраля 1997 г. к муниципальному образованию  относит:

1) городское поселение;

2) районы как систему  нескольких поселений;

3) сельское и иное поселение  в составе района. В ряде субъектов  Российской Федерации приняты  специальные законы, посвященные  территориальной организации местного  самоуправления. Например, Закон Краснодарского  края "О территориях муниципальных  образований в Краснодарском  крае, порядке их реорганизации  или упразднения, установления  и изменения их границ" от 24 марта 1997 г. признает в качестве  муниципальных образований города  и районы и фиксирует, что  границы территориальных муниципальных  образований и административно-территориальных  единиц могут -совпадать. Закон  Республики Коми "О муниципальных  образованиях в Республике Коми" от 10 июня 1997 г. под территорией  муниципального образования понимает  территорию поселка, села, деревни,  части городов районного и  республиканского подчинения. 

 

1 СЗ РФ. 1999. № 40, Ст. 485. 

 

Таким образом, в региональном законодательстве не однозначно решаются вопросы о территориальной организации  местного самоуправления. В одних  субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, в других — в городах и районах. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с оптимальной организацией местного самоуправления. Его однозначное решение в настоящее время затруднительно. Важно одно — учитывать мнение населения при решении вопроса о территориальной организации местного самоуправления, а именно: где оно может проявить себя наиболее эффективно — на районном- уровне или в городских и сельских поселениях, в которых непосредственно живут люди. И здесь должен быть накоплен достаточный опыт разнообразной практики муниципального строительства, чтобы с учетом такого опыта в дальнейшем проводить совершенствование правового регулирования территориальных основ местного самоуправления.

4. Финансово-экономическая  основа местного самоуправления

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие  достаточной экономической и  финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а  не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим  основам местного самоуправления отводится  в международно-правовых актах и  российском законодательстве.

Так, Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая  в ст. 9 финансовые ресурсы органов  местного самоуправления, указывает, что  органы местного самоуправления имеют  право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться  при осуществлении своих полномочий,

В Декларации о принципах  местного самоуправления в государствах — участниках Содружества в ст. 4, посвященной экономическим основам  местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном  самоуправлении должно устанавливать  права территориальных сообществ  на материально-финансовые ресурсы, достаточные  для самостоятельного осуществления  органами местного самоуправления возложенных  на них функций и полномочий. Территориальное  сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей  территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми  ресурсами.

Подобный подход получил  свое отражение в российском законодательстве при регулировании этих вопросов.

Федеральный закон "Об общих  принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации" в гл. V закрепляет финансово-экономическую  основу местного самоуправления.

Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправление в соответствии со ст. 28 Федерального закона составляют:

— муниципальная собственность;

— местные финансы;

— имущество, находящееся  в государственной собственности  и переданное в управление органам  местного самоуправления;

— иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения  муниципального образования.

Начало процессу формирования муниципальной собственности положило Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г.1 В приложении № 3 к Закону дается конкретный перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

В их числе:

—субъекты государственной  собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. Это  жилищный и нежилой фонд, находящийся  в управлении местной администрации, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие названные  объекты, объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского  транспорта, внешнего благоустройства  и другие объекты, находящиеся в  оперативном управлении местной  администрации;

— объекты государственной  собственности, находящиеся в ведении  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и расположенные на территории соответствующих муниципальных образований. Это предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, оптово-складские мощности, учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта;

— предприятия розничной  торговли общественного питания  и бытового обслуживания, находящиеся  в ведении министерств, ведомств и государственных предприятий.

Состав муниципальной  собственности определен Федеральным  законов "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 29 этого Закона, сюда входит:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия  и организации;

— муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

Перечень объектов, входящих в состав муниципальной собственности, не является исчерпывающим и завершенным. Процесс ее формирования продолжается. Так, в соответствии со ст. 61 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации  передают в собственность муниципальных  образований объекты, находящиеся  в собственности субъектов Российской Федерации, необходимые для решения  вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между  субъектами Российской Федерации и  муниципальными образованиями, а также  между муниципальными образованиями. При этом устанавливается, что споры, возникающие в связи с передачей  объектов государственной собственности  в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Информация о работе Отчет по практике в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области судебный участок № 27