Отчет по практике в ГУ МВД России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:21, отчет по практике

Описание работы

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Лицензионно-разрешительная система
1.1. Понятие и особенности разрешительной системы 4
1.2. Цели и задачи, функции разрешительной системы 8
2. Порядок проведения квалификационного экзамена и выдачи
удостоверения частного охранника 17
3. Порядок выдачи удостоверения частного охранника
4. Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия
и боеприпасов 27
Заключение 35

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                          Ростовский  институт (филиал)

       ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

                                           ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

           "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

                                           ( Ростовский  институт (филиал) РГТЭУ)

 

 

 

Отчет по учебно - ознакомительной практике

 

 

 

  

 

 

           М.П. Выполнила:

ст. 1 курса гр. 1Ю в/о       Валуйская Я.С.

 

 

Руководитель  практики:

Погосян Л.А.

             

 

 

                                                      Ростов-на-Дону

                                                           2013 г.

Содержание

 

Введение 3

1. Лицензионно-разрешительная система

1.1. Понятие и особенности  разрешительной системы 4

1.2. Цели и задачи, функции  разрешительной системы 8

2. Порядок проведения квалификационного экзамена и выдачи

    удостоверения частного охранника 17

3. Порядок выдачи удостоверения частного охранника

4. Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия

    и боеприпасов 27

Заключение 35

 

 

Введение

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных  органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение  определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой  сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны  лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг  по защите государственной тайны, в  области оборота специальных  технических средств регулируется деятельность физических и юридических  лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях  продажи технических средств  для негласного получения информации. 

Разрешительная  система в Российской Федерации – это урегулированная правом совокупность специфических общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями;

разрешительное производство осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в семь стадий;

органы внутренних дел  как структурное подразделение  Министерства внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную деятельность;

органы внутренних дел  выдают разрешения на приобретение и  хранение оружия и боеприпасов.

 

Лицензионно-разрешительная система

1.1. Понятие и особенности  разрешительной системы

 

Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов  административной власти с гражданами и организациями, возникающих в  связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением  правил и условий осуществления  разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить  большой вред обществу. Поэтому ею могут заниматься только те, кто  получил на это разрешение компетентного  органа, без разрешения совершать  такие действия нельзя. Эта система  призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может  быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой  установлен относительный запрет.

В разрешительной системе  можно выделить четыре главных элемента:

1) наличие относительного  запрета. Он может быть прямо  или косвенно закреплен правовой  нормой. Чаще всего это делается  косвенно: устанавливается, что заниматься  определенной работой можно только  при наличии разрешения на  это;

2) деятельность по выдаче  разрешений, осуществляемая субъектами  функциональной власти в отношении  граждан, организаций, организационно  им не подчиненных. Для не  властной стороны это означает  получение разрешения. Сейчас разрешения  чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются  и другие названия: право на  управление (автомобилем, катером  и т. д.), допуск (к государственной  тайне, к определенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста по таможенному оформлению), квота и т. д. Разрешение, как  правило, дается уполномоченным  исполнительным органом государственной  власти, в порядке, установленном  правовыми актами. Выдача разрешений  – центральный элемент системы,  поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением  лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил  и условий при осуществлении  соответствующей деятельности;

4) применение принудительных  мер для прекращения нарушения  правил, условий разрешенной деятельности  и привлечение виновных к юридической  ответственности.

Разрешения, выдаваемые в  рамках рассматриваемой системы, и  все складывающиеся при этом отношения  следует отличать от смежных явлений.

Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера (например, санкция  прокурора на совершения следователем прокуратуры обыска), так и путем  предоставления определенного полномочия (например, налагать дисциплинарные взыскания  на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует  возможность административного  принуждения.

Во-вторых, от разрешений на совершение единичных действий, таких, как выдача визы для выезда из России, разрешение на сдачу экзамена, разрешение на ранний брак. Так, ст. 13 Семейного  кодекса РФ установлено, что по просьбе  жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст  равен восемнадцати годам. В названных  и иных подобных случаях совершается  действия единичные, не связанные с  обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору. Представляется, что разрешение на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел лося, косулей, например), находится за рамками разрешительной системы.

В-третьих, то же самое можно  сказать и о документах об окончаний  образовательных учреждений. Известно, что диплом о высшем образовании  позволяет занимать соответствующие  должности (врача, прокурора и др.). Он действует пожизненно, но сам  по себе документ об образовании –  только одно из предварительных условий  занятия должности: нужен еще  приказ о назначении на должность. А  если врач хочет самостоятельно заниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.

Допуск к работе с секретными материалами, принятия на работу водителя и т. д. производится при наличии  у лица разрешения и приказа линейного  руководителя. Здесь можно говорить о специфике взаимоотношений, поскольку  в последующем надзор осуществляют и линейный руководитель, и орган  функциональной власти.

Во многом схоже с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие  к разным методам административного  воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью  и т. д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация  состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем  учете. А выдаче разрешений с последующим  надзором связана с определенными  видами деятельности, правонаделением  соответствующих субъектов.

Разрешительная система  органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение в большом объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура  недостаточно регулируется правом, возникают  волокита, произвол, злоупотребления  властью и даже коррупция. В 90-х  гг. в рассматриваемой системе  очень значимым был еще один аспект – фискальный, ибо получение платы  за выдачу лицензий рассматривалось  как источник пополнения бюджетов.

Невластными субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в  том числе индивидуальные предприниматели) и организации. Из содержания ст.2 Закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности» следует, что лицензии выдаются «юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю». Закон не относит к числу лицензиатов  филиалы и другие обособленные подразделения  юридических лиц. Значит, лицензирование деятельности филиалов юридических  лиц необходимо только в тех случаях, когда это предусмотрено специальным  федеральным законом. Например, в  соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1 (ст.8) филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.

Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Если разрешение выдано федеральным  органом государственной власти, оно носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может  осуществляться на всей территории России. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта Федерации, соответствующая  деятельность может осуществляться на территории данного субъекта.

В соответствии с действующими правовыми нормами до 2005 года деятельность на основании лицензии, выданной органами субъекта Федерации, на территории иных субъектов Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий уполномоченными органами соответствующих субъектов. Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в ней данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешение (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее трех лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии. Соответствующая деятельность не должна осуществляться, если:

1) истек срок разрешения;

2) разрешение выдано на  иную деятельность;

3) другому лицу.

Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических  актов разной юридической силы. Ведущая  роль здесь принадлежит принятому  в сентябре 1998 г. Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов  деятельности»1. Без преувеличения  его можно считать основами законодательства о разрешительной системе. Но только в отношении предпринимательской  деятельности. Кроме того, этот закон  не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие  в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов  разрешаемой деятельности.

В соответствии с Законом  лицензирование производится в отношении  таких видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование  которых не может осуществлять иными  методами…». Из ст.2, 5 указанного Закона можно сделать вывод, что лицензируемые виды деятельности определяется федеральными законами. Президент России и Правительства вправе определять работы и услуги в рамках названных законом видов лицензионной деятельности, утверждать положение и определять порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

Вопросы лицензирования разных вдов деятельности регулируются законами «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О частной  детективной и охранной деятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другими законами и  подзаконными федеральными актами. В  субъектах Федерации было принято  много законов и подзаконных  актов о лицензировании. Их продолжает принимать и после вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Очевидно, что возникло противоречие между федеральными актами и актами субъектов Федерации по этому  вопросу Статья 5 Закона о лицензировании устанавливает, что Президент РФ и Правительства относит полномочия «на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти». Из текста Закона о лицензировании очевидно, что центральные и иные органы федеральных ведомств не вправе регулировать порядок лицензировании. В настоящее время порядок лицензирования многих видов деятельности регулируется общими актами центральных органов тех ведомств, которые и осуществляют лицензирование. Поэтому в таких положениях (инструкциях) очень четко отражен ведомственный интерес, но не столь четко определены формы защиты прав соискателей лицензий. Реализация Закона о лицензировании требует замены ведомственных нормативных актов правительственными. Хочется надеяться, что это не займет много времени. Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона. Отрадно, что закон все более и более становиться правовой основой разрешительной системы, ограничивая подзаконное правотворчество в этом важном деле. Поскольку уже десятки федеральных законов определяют виды лицензируемой деятельности, полезно было бы иметь единый федеральный реестр лицензированных видов деятельности, содержание которого было бы доступно каждому интересующемуся этим вопросом лицу. В КоАП РФ1 есть статьи об ответственности работников торговли за продажу огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам, не имеющим разрешение ОВД, за управление транспортными средствами лицами, не имеющим право управления. К сожалению, пока нет общей федеральной нормой, устанавливающей административную ответственность за незаконное занятие лицензируемой деятельностью, а также за нарушение лицензионных условий. В УК РФ2 говорится об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, когда оно обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным в ст. 171 признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ. Общие нормы об административной ответственности за нарушение лицензионных правил имеются в законах в субъектов Федерации. Так, Кодекс Свердловской области об административной ответственности закрепляет ответственность за осуществление деятельности без лицензии или специального разрешения, когда их получение в соответствии с законами является обязательным (ст. 136), и за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением (ст. 137).

Информация о работе Отчет по практике в ГУ МВД России