Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6
1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10
Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19
2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25
Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6

1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10

Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19

2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19

2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25

Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33

Заключение 46

Список использованных источников 48

 

Введение

Статус Президента определяется Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 80 Президент РФ является главой государства.

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области  исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Полномочия Президента в сфере  исполнительной власти заключаются  в том, чтобы руководить деятельностью  органов исполнительной власти, распределять функции между ними. То есть своими полномочиями Президент РФ руководит органами исполнительной власти.

Для нашей  страны проблема государственного управления в настоящее время является одной  из самых актуальных. Одним из вопросов государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти.

Хотя Президент  РФ не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его к особым субъектам исполнительной власти.

Объект данной работы – Конституционно-правовой институт Президента РФ.

Предмет – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом РФ.

Цель работы – анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти

Данная цель конкретизируется в ряде следующих  основных задач:

  • определить виды полномочий Президента РФ
  • проанализировать формы осуществления полномочий Президента как субъекта исполнительной власти;
  • исследовать содержание полномочий Президента России в сфере исполнительной власти во взаимодействии как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • определить организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти.

Положения выносимые на защиту:

  • формы осуществления полномочий Президентом в сфере исполнительной власти. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти связаны с  применением наиболее подходящих, оптимальных средств, приемов, форм и методов их осуществления. Полномочия Президента РФ практически реализуются в правовых актах различного характера и содержания. В этой связи актуальной представляется проблема нормотворчества Президента РФ: особенности подзаконного характера актов Президента РФ, юридическая природа посланий Президента РФ, соотношение указов Президента с актами федеральных органов исполнительной власти.
  • взаимодействия Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов РФ . Конституция РФ предусматривает возможность  Президенту РФ кардинально влиять на исполнительную  власть. В этой связи актуальной представляется проблема взаимодействия Президента РФ и Правительства, как высшего органа исполнительной власти, взаимодействие Президента и высшего должностного лица субъекта РФ, также представляется актуальным выделить особенности согласительных процедур, применяемы Президентом РФ  для разрешения разногласий и конфликтов между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
  • организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации. Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства предполагают существование специальных органов, создающих условия для реализации Президентом его полномочий. Представляется актуальным рассмотреть особенности правового статуса Администрации Президента РФ, особенности положения полномочных представителей.

Нормативно - правовая база курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Конституционного Суда Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации.

В работе использованы труды различных  ученых, таких как В. Радченко, С.А. Авакьян, Л.А. Окуньков, Э. Ожиганов, Ю. Скуратов, И.Д. Хутинаев, посвященные исследованию института Президента Российской Федерации. Положения курсовой работы проиллюстрированы ссылками на данные источники.

 

Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации

 

За критерий классификации полномочий Президента РФ можно взять субъекты права, взаимодействующие с Президентом в процессе выполнения им своих полномочий. По данному критерию полномочия Президента РФ можно разделить шесть групп.

  1. полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям.

Президент РФ решает вопросы гражданства. Эти отношения регулируются ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»1. В соответствии с ним Президент Российской Федерации осуществляет прием в гражданство и выход из него. К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»2 .

Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума. Порядок проведения референдумов регулируется ФКЗ от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»3. Президент Российской Федерации только назначает всероссийские референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума.

К ведению Президента также отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Указом Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»4.

К полномочиям Президента относится  также принятие актов о помиловании  осужденных приговором суда. Президент  Российской Федерации Указом от 28 декабря 2001 года № 1500 утвердил Положение о  порядке рассмотрения ходатайств о  помиловании в Российской Федерации5.

Также Президент РФ рассматривает адресованные ему обращения граждан. Обращения являются важной формой связи Президента, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и жалобы.

К предложениям относится любое  обращение, направленное на совершенствование  жизнедеятельности общества, его  политической, экономической и культурной жизни, изменение законодательства. С заявлениями граждане обращаются по поводу реализации предоставленных  им законодательством социально-экономических, политических и личных прав (например, о предоставлении социального жилья, назначении пенсии). Иной характер у  жалоб, являющихся реакцией на предполагаемые или действительные нарушения прав и охраняемых законом интересов  граждан.

  1. полномочия по отношению к Российскому государству в целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, перспективы развития.

Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт  «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации).

Президент России издает также отдельные  акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности  государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300 6утверждена Концепция национальной безопасности.

Действующими правовыми актами предусмотрена возможность возникновения  на территории страны или в отдельных  ее местностях экстраординарных ситуаций, необходимые меры к их преодолению  принимает Президент Российской Федерации. Самая серьезная из них - военное положение (определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»)7. Сходные, но менее значительные меры устанавливаются в случае чрезвычайного положения (предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»8), которое Президент правомочен вводить на территории страны или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Являясь Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент осуществляет общее руководство  их использованием в качестве сил  обеспечения безопасности, а также  принимает оперативные решения  по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом.

  1. полномочия Президента РФ по отношению к отдельным ветвям государственной власти.

Так Президент назначает выборы в Государственную Думу, а в  случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, распускает ее.

Полномочия Президента РФ по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент РФ располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав: 1) единолично назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; 2) назначает в порядке, установленном федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации); 3) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; 4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; 5) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней же вопрос об освобождении его от должности; 6) по предложению министра внутренних дел РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

  1. полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации (рассмотрены в главе 2 настоящей работы).
  2. составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Согласно статье 86 Конституции РФ Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.
  3. полномочия Президента связанные с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Наряду с тем, что Президент Российской Федерации имеет собственные нормотворческие полномочия, Конституция России относит его к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104). Также Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы.

Анализ компетенции Президента Российской Федерации свидетельствует о том, что его деятельность в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. Представляется правильным вести речь об уточнении правового положения Президента Российской Федерации в существующей системе субъектов исполнительной власти.

1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти

 

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти связаны с  использованием наиболее подходящих, оптимальных средств, приемов, форм и методов их осуществления.

Целесообразно выделить наиболее общие формы реализации Президентом полномочий в сфере исполнительной власти: правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права, то есть это те формы управления, которые вызывают четко выраженные внешние юридические последствия (в этом и заключается их юридическое значение и назначение); неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления, а совершаются на их основе и в интересах их применения.

Правовые акты управления являются основной юридической административно-правовой формой реализации задач и функций Президента. Правовой акт управления, исходящий от Президента, можно определить как основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти