Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6
1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10
Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19
2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25
Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Часть 2 статьи 111 Конституции Российской Федерации установила, что предложение  о кандидатуре Председателя Правительства  вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность  вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения представленной кандидатуры  Государственной Думой.

Конституции РФ решен вопрос об ответственности  Правительства РФ. Согласно п. «в» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в  соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие.

Однако, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

Если Президент  РФ не согласится с выдвинутым Государственной  Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной  Думы возникает возможность выражения  повторного недоверия.

В случае повторного выражения недоверия Президент  РФ становится перед следующим выбором:1) согласиться с Государственной  Думой и отправить Правительство РФ в отставку;2) повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Согласно  п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения  годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в  случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной  Думой и отправить Правительство  РФ в отставку.

Но при  этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная  Дума не будет утверждать кандидатуру  Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ).

Наибольший объем полномочий закреплен  за Президентом в сфере, связанной  не только с формированием, но и с  деятельностью органов исполнительной власти.

Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ; он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента России. В предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо в случаях отказа в доверии ему Государственной Думой.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до формирования нового Правительства России. Основаниями для отставки Правительства Российской Федерации по Конституции являются: заявление Правительства Российской Федерации об уходе в отставку; инициатива Президента России о принятии решения об отставке Правительства Российской Федерации; выражение недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой; постановка Правительством перед Государственной Думой Российской Федерации вопроса о доверии (при отрицательном решении).

Перед вновь избранным Президентом  Правительство слагает свои полномочия, то есть в полном составе подает в отставку, но, по поручению Президента, продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового Правительства. Акт принятия отставки Правительства  должен предшествовать акту внесения Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную  Думу для получения согласия последней, ибо пост Председателя Правительства  к этому моменту должен быть свободен. Назначенный Президентом с согласия Государственной Думы Председатель Правительства выполняет действия, связанные с формированием структуры  федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть их перечне.

Система органов исполнительной власти - это виды органов исполнительной власти, а структура - конкретный их перечень. Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство осуществляет правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координирует деятельность государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций  по контролю и надзору.

На основе своих конституционных  полномочий Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство).

Действующим федеральным законодательством  регулируется совместная деятельность Правительства Российской Федерации  и Президента России в сфере законотворчества - при подготовке как указов Президента, так и постановлений Правительства, затрагивающих пограничные сферы  их деятельности19.

Формы взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области законотворческой деятельности весьма разнообразны. Прежде всего, Правительство участвует  в реализации ежегодных посланий Президента Парламенту.

В процессе взаимодействия Президента и Правительства осуществляются рабочие встречи Президента Российской Федерации с Председателем Правительства, с федеральными министрами, на которых  Президент получает необходимую ему информацию и обращает внимание на актуальные проблемы, как всей системы исполнительных органов государственной власти, так и отдельных отраслей управления.

Правительство и Президент Российской Федерации, обладая значительными  полномочиями, представляют собой двух самостоятельных носителей государственной  власти, которые взаимодействуют  при выполнении возложенных на них  функций.

Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий, но вместе с тем оно находится под непрерывным и действенным контролем Президента России.

   2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ; иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации наделяет Президента России правом приостанавливать действия актов  органов исполнительной власти субъектов  федерации в случае противоречия их Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (Президент не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов).

В случае издания указа Президентом  Российской Федерации о приостановлении  действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта России либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации данное лицо имеет два варианта действий: 1) в течение двух месяцев обратиться в суд за решением вопроса; 2) в  этот же срок отменить или внести изменения в свой акт либо в акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Если не сделано ни то ни другое, Президент Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации»20, правомочен своим указом выносить предупреждение (имеет форму указа) высшему должностному лицу об устранении установленных решением суда нарушений Конституции и федеральных законов, причем в период действия данного указа высшее должностное лицо субъекта России или орган исполнительной власти не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае его отрешения от должности  Президентом России в следующих  случаях: 1) отрешение от должности  Президентом Российской Федерации  в связи с выражением недоверия  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации; 2) отрешение от должности  Президентом России в связи с утратой доверия Президента РФ , за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае: издания им акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей.

Важно отметить полномочие Президента Российской Федерации по назначению временно исполняющего обязанности  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного  полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в  случаях: а) досрочного прекращения  полномочий руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) временного отстранения  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности, в том числе Президент Российской Федерации в порядке, установленном  уголовно-процессуальным законодательством  России, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации  временно отстранить высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации  от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в  совершении преступления; в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его  самороспуска; г) непринятия законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации в установленный срок решения о ее отклонении или о  наделении указанной кандидатуры  полномочиями руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации; д) двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти