Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа
Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.
Введение 3
Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6
1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10
Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19
2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25
Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33
Заключение 46
Список использованных источников 48
Часть 2 статьи 111 Конституции Российской Федерации установила, что предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения представленной кандидатуры Государственной Думой.
Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. «в» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.
Однако в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие.
Однако, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.
Если Президент
РФ не согласится с выдвинутым Государственной
Думой недоверием, все остается на
своих местах и у Государственной
Думы возникает возможность
В случае повторного
выражения недоверия Президент
РФ становится перед следующим выбором:1)
согласиться с Государственной
Думой и отправить
Согласно п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.
Таким образом,
обозначенная схема правомочна только
по истечении года со дня избрания
Государственной Думы. До истечения
годичного срока у Президента
РФ остается лишь один вариант в
случае повторного выражения недоверия:
согласиться с Государственной
Думой и отправить
Но при
этом активируется процедура формирования
нового состава Правительства РФ,
которое Президент может
Наибольший объем полномочий закреплен
за Президентом в сфере, связанной
не только с формированием, но и с
деятельностью органов
Президент России имеет право
Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо в случаях отказа в доверии ему Государственной Думой.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до формирования нового Правительства России. Основаниями для отставки Правительства Российской Федерации по Конституции являются: заявление Правительства Российской Федерации об уходе в отставку; инициатива Президента России о принятии решения об отставке Правительства Российской Федерации; выражение недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой; постановка Правительством перед Государственной Думой Российской Федерации вопроса о доверии (при отрицательном решении).
Перед вновь избранным Президентом
Правительство слагает свои полномочия,
то есть в полном составе подает
в отставку, но, по поручению Президента,
продолжает исполнять свои полномочия
до формирования нового Правительства.
Акт принятия отставки Правительства
должен предшествовать акту внесения
Президентом кандидатуры
В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть их перечне.
Система органов исполнительной власти - это виды органов исполнительной власти, а структура - конкретный их перечень. Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство осуществляет правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координирует деятельность государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба является органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
в установленной сфере
Федеральное агентство является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
в установленной сфере
На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство).
Действующим федеральным законодательством
регулируется совместная деятельность
Правительства Российской Федерации
и Президента России в сфере законотворчества
- при подготовке как указов Президента,
так и постановлений
Формы взаимодействия Президента Российской
Федерации и Правительства
В процессе взаимодействия Президента
и Правительства осуществляются
рабочие встречи Президента Российской
Федерации с Председателем
Правительство и Президент Российской
Федерации, обладая значительными
полномочиями, представляют собой двух
самостоятельных носителей
Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий, но вместе с тем оно находится под непрерывным и действенным контролем Президента России.
В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ; иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации наделяет Президента России правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (Президент не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов).
В случае издания указа Президентом Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта России либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации данное лицо имеет два варианта действий: 1) в течение двух месяцев обратиться в суд за решением вопроса; 2) в этот же срок отменить или внести изменения в свой акт либо в акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Если не сделано ни то ни другое,
Президент Российской Федерации
в соответствии с Федеральным
законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ
«Об общих принципах
Полномочия высшего
Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае: издания им акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей.
Важно отметить полномочие Президента
Российской Федерации по назначению
временно исполняющего обязанности
высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации на период до
вступления в должность лица, наделенного
полномочиями высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации, в
случаях: а) досрочного прекращения
полномочий руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации; б) временного отстранения
высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации от должности,
в том числе Президент
Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти