Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6
1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10
Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19
2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25
Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

В настоящее время основы организации  и правовой статус этого органа закреплен  в Конституции Российской Федерации 1993 года, Указах Президента Российской Федерации: от 07 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации», от 07 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»31, от 14 ноября 2005 года № 1328 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации»32.

Совет Безопасности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, формирует и возглавляет Президент  Российской Федерации. В его состав входит Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ (входит в число постоянных членов Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него, Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации  Президента России и имеет статус Управления.

Законодательством четко установлены  задачи Совета Безопасности Российской Федерации: обеспечение условий  для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных  полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, организации взаимодействия органов  государственной власти, определению  основных направлений внутренней и  внешней политики государства; определение  жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений  стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации; подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

На реализацию этих задач направлены важные полномочия, которые предоставлены  этому органу.

В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет  Безопасности образует межведомственные комиссии - основные рабочие органы Совета, создаваемые по функциональному  или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях  научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет.

В соответствии с планами, утверждаемыми  Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. На заседаниях принимаются решения  простым большинством голосов от общего числа членов Совета.

Решения Совета Безопасности Российской Федерации вступают в силу после  утверждения Председателем Совета и оформляются указами (по важнейшим  вопросам) или протоколами.

Таким образом, Совет Безопасности Российской Федерации занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента Российской Федерации, играет заметную роль в государственной политике по обеспечению национальной безопасности России.

Администрация Президента России обеспечивает также деятельность Государственного совета Российской Федерации, который  играет важную роль в обеспечении  тесной и постоянной связи Президента с субъектами Федерации.

Действующий Государственный совет Российской Федерации, образован в соответствии со статьями 80, 85 Конституции Российской Федерации, на основе Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»33, которым было утверждено Положение о данном органе.

По своему статусу Государственный  совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти. На его заседаниях обсуждаются  проблемы, имеющие особое государственное  значение, касающееся взаимоотношений  Федерации и ее субъектов, важнейших  вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам  обсуждения вносятся предложения Президенту.

Председателем Государственного совета является Президент РФ. Его членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Также можно отметить, что по решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного. Для оказания консультативной помощи членам Государственного совета, Президиума по вопросам, включенным в план работы Совета, формируется консультативная  комиссия Государственного совета.

Основными задачами Государственного совета являются: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации  по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное  значение проблем, касающихся взаимоотношений  Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ  федерализма, внесение необходимых  предложений главе государства; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений  и распоряжений Правительства, и  внесение соответствующих предложений  Президенту; содействие главе государства  при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение по предложению Президента проектов федеральных законов и  указов Президента, имеющих общегосударственное  значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета, основных вопросов кадровой политики в стране, иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Государственный совет, президиум  Государственного совета могут создавать  постоянные и временные комиссии и рабочие группы для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета или его Президиума.

Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета. При необходимости решения  Государственного совета оформляются  указами, распоряжениями или поручениями  Президента. Решения Государственного совета принимаются на его заседании  путем обсуждения и оформляются  протоколом, который подписывает  секретарь Государственного совета. В случае выработки решения о  необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, а также внесения поправок в их проекты, проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы главы государства.

Государственный совет Российской Федерации заседает, как правило, один раз в три месяца, а Президиум  не реже одного раза в месяц.

Проблема укрепления федеральной  власти современной России, повышения  эффективности управления регионами  из центра - одна из наиболее значимых в деле государственного строительства. Создание в 2000 году института полномочных  представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах  стало важным шагом на пути совершенствования  системы государственного управления, позволило в короткий срок обеспечить единство правового и экономического пространства России, с наибольшей эффективностью привести региональное законодательство в соответствие с  федеральным.

В настоящее время полномочие Президента РФ по назначению и освобождению от должности полномочных представителей закреплено в Конституции России (пункт «к» статьи 83). Но необходимо подчеркнуть, что в действующей Конституции России об указанном полномочии главы государства сказано только в самом общем виде. На практике Президент назначает представителей, например, в Государственную Думу, Совет Федерации, Конституционный Суд, специальных представителей по какой-либо проблеме и полномочных представителей в федеральные округа.

Указы Президента Российской Федерации составляют основу функционирования института полномочных представителей главы Российского государства в федеральных округах.

В настоящее время Федеральные  округа образованы в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»34.

Следует отметить, что полномочные  представители по своему статусу  являются должностными лицами, обеспечивающими  исполнение Президентом России его  конституционных полномочий (помимо такой обеспечивающей деятельности каких-либо самостоятельных полномочий представители не имеют), назначаются  и освобождается им от должности  и ему подчинены.

В настоящее время в российском законодательстве следующим образом  определены основные задачи полномочного представителя: организация в соответствующем  федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней  политики государства, определяемых Президентом; организация контроля за исполнением  в федеральном округе решений  федеральных органов государственной  власти; обеспечение реализации в  федеральном округе кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении  национальной безопасности в федеральном  округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту России соответствующих предложений.

Так, полномочный представитель  вправе организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими  партиями, иными общественными и  религиозными объединениями; разрабатывать  совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов  России программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа. Возможно, надо было бы расширить  раздел, посвященный задачам полномочного представителя, хотя перечень поставленных перед полномочным представителем задач, по-видимому, нельзя считать  исчерпывающим, поскольку в нем  говорится лишь об основных из них.

Из сказанного выше следует, что  властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и  получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ, имеет право  беспрепятственного доступа в любые  организации в федеральном округе.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации исполняет оперативное  руководство деятельностью полномочных  представителей. Большую роль в реализации полномочий Президента по обеспечению  единства правового пространства, в  устранении имеющихся в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации многочисленных противоречий нормам Конституции Российской Федерации  и федеральным законам сыграли  полномочные представители Президента в федеральных округах с помощью  имеющихся в федеральных округах  структур Министерства юстиции Российской Федерации и Генеральной прокуратуры.

Вслед за созданием института полномочных  представителей в федеральных округах  Правительство Российской Федерации  приняло постановление от 12 августа 2000 года № 592 «О взаимодействии Правительства  Российской Федерации и федеральных  органов исполнительной власти с  полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных  округах и схеме размещения территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти»35, вследствие чего статус представителей был укреплен посредством предоставления им возможности присутствовать на заседаниях Правительства РФ с правом совещательного голоса, а также на заседаниях создаваемых им комиссий и советов, где обсуждаются вопросы, затрагивающие соответствующие федеральные округа. Полпреды могут обращаться к Правительству России за помощью в разрешении споров и устранении разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, для чего Правительство может создавать согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппаратов полномочных представителей.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти