Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Так, например, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации 6
1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти 10
Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти 19
2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 25
Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации 33
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Также представляется необходимым  остановится на проблемных вопросах функционирования и правового развития института полномочных представителей. Институт полпредов развивается только в рамках «президентского указного права», что определяет специфику и ограничения его легитимности. То, что институт полпредов в федеральных округах не предусмотрен федеральным законодательством, означает отсутствие у полпредов распорядительных полномочий. Таким образом, их легитимность ограничена, а функции могут относиться к сфере контроля, координации и согласования, но не к области принятия властных решений.

Необходимо отметить, что первые годы существования института показали недостаточность наделения полпредов  только координационными функциями. Уже сейчас полпреды, в силу различных обстоятельств, вынуждены вмешиваться в компетенцию исполнительных органов власти.

Подводя итог, нужно сказать о  том, что, кроме названных структур, большую роль в эффективности  осуществления Президентом его  полномочий и взаимодействия с органами государственной власти играют многочисленные совещательные и консультативные  органы, образуемые главой государства  из специалистов соответствующих отраслей и действующие на общественных началах (некоторые из них). Такого рода советы и комиссии создаются Президентом  Российской Федерации, который утверждает своими указами положения о них, определяет задачи и цели их деятельности, состав, в том числе председателя. В настоящее время при Президенте Российской Федерации функционируют  следующие советы по: реализации приоритетных национальных проектов и демографической  политике; культуре и искусству; вопросам совершенствования правосудия; кодификации  и совершенствованию гражданского законодательства; науке, технологиям  и образованию; взаимодействию с  религиозными объединениями; физической культуре и спорту; содействию развитию институтов гражданского общества и  правам человека; геральдический совет. Также при главе государства  работают комиссии по: вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами; военнопленным, интернированным и  пропавшим без вести; вопросам федеративных отношений и местного самоуправления; вопросам гражданства; предварительному рассмотрению кандидатур на должности  судей федеральных судов; государственным  наградам; правам человека; реабилитации жертв политических репрессий; вопросам совершенствования государственного управления и правосудия.

Заключение

Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших  в государственно-правовой жизни  российского общества и государства.

 

Требуется более детальное изучение и осмысление полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, так как именно он, согласно законодательству России, формирует всю исполнительную вертикаль в стране посредствам издаваемых им указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти..

Проанализировав полномочия Президента в сфере исполнительной власти мы можем сделать несколько выводов:

  1. деятельность Президента РФ в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. Представляется правильным вести речь об уточнении правового положения Президента Российской Федерации в существующей системе субъектов исполнительной власти.
  2. сложившаяся практика взаимодействия Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти выявила определенные организационные проблемы в процессе взаимодействия главы государства с исполнительной ветвью власти: важной является проблема соотношения указа Президента с актами федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь с актами Правительства РФ). В условиях, когда Президент не является главой исполнительной власти, важно, чтобы нормативная деятельность Президента не затрагивала полномочий Правительства РФ. Необходимо найти правовые соотношения закона, нормативного указа и постановления правительства с тем, чтобы 1) президентские указы и постановления не занимали место, отведенное закону 2) чтобы нормативная деятельность Президента и Правительства, в условиях существующего дуализма, не вела к юридическим коллизиям.
  3. в настоящий момент полностью не определен организационно - правовой статус Администрации Президента. Конституция прямо предусматривает возможность принятие федеральных законов по вопросам формирования федеральных органов государственно власти, одним из которых является Администрация Президента. Следовательно представляется необходимым принятие федерального закона, регулирующего правовое. положение Администрации. Существуют проблемы правового развития института полномочных представителей. Институт полномочных представителей  не предусмотрен федеральным законодательством, это означает отсутствие у них распорядительных полномочий. Таким образом необходимо дополнительное правовое оформление института полномочных представителей  в федеральных округах.

Для Российской Федерации, где Президент  занимает особое положение в системе  органов государственной власти, всестороннее исследование его полномочий вообще и в сфере исполнительной власти в частности, представляются весьма полезными, с точки зрения, повышения эффективности всей системы государственной власти взаимодействия между ее органами.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые реализуются  посредством издания им правовых актов. В заключение можно добавить, что акты Президента Российской Федерации, как и все действующие нормативные  акты Российской Федерации, нуждаются  в систематизации.

 

Список использованных источников

Нормативно-правовая база:

  • ФКЗ от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»
  • ФКЗ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
  • ФКЗ от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»
  • ФЗ от 10 июля 2002 года 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • ФЗ от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации
  • ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  • ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
  • Указ Президент РФ  от 07 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»
  • Указ Президент РФ от 25 марта 2004 года № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации»
  • Указ Президента от 21 июля 1997 года № 746 «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»
  • Указ Президента Российской Федерации: от 07 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации»,
  • Указ Президента РФ  от 06 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ  от 14 ноября 2005 года № 1328 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».
  • Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»
  • Постановление конституционного суда от 22 апреля 1996 года № 10-п «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»

Использованная  литература

 

  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
  • Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.
  • Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента РФ // Автореф. дисс...канд. юрид. наук. М., 2001
  • Окуньков Л.А. Конституционное законодательство России. М., 1999.
  • Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.
  • Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. № 12.
  • Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.
  • Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.
  • Попов Л.Л. Ключевые вопросы государственного управления и административного права // Проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2005.
  • Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 5.
  • Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.
  • Слива А.Я. Роль Президента Российской Федерации в укреплении конституционной законности // Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Уфа, 1998.
  • Суворов В.П. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.
  • Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство. Экономика. 2004.
  • Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.
  • Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.
  • Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.
  • Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

1 Собрание законодательств РФ.. 2002. № 22. Ст. 2031

2 Собрание законодательств РФ. 1997. № 30. Ст. 3601

3Собрание законодательств РФ.. 2004. № 27. Ст. 2710

4 Собрание законодательств РФ. 1996. № 2. Ст. 64.

5 Собрание законодательств РФ.РФ. 2001. № 53 (Ч. 2). Ст. 5149.

6 Российская Газета. 1997. № 247. 26 авг.

7Собрание законодательств РФ.. 2002. № 5.Ст. 375.

8 Собрание законодательств РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

9 Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 5.

10 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

11 Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента РФ // Автореф. дисс...канд. юрид. наук. М., 2001. С. 2.

 

12 Окуньков Л.А. Конституционное законодательство России. М., 1999.

13 Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.

14 Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. № 12.

15 Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.

16 Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.

17 Попов Л.Л. Ключевые вопросы государственного управления и административного права // Проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2005.

18 Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.

19 Слива А.Я. Роль Президента Российской Федерации в укреплении конституционной законности // Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Уфа, 1998.

20 Суворов В.П. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.

21 Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство. Экономика. 2004.

22 Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.

23 Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.

24 Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

25 Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

26 Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти