Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:35, контрольная работа
Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным Трудовым кодексом РФ, иными законами, соглашениями, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором.
допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является
источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который
дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать
и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может
также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае,
если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой,
обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды
небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в
этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что Организация
не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее
потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого
взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать
ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым
давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того
чтобы определить стратегию
эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление
как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития,
так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней
организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются
стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те
угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении
своих целей и при их достижении.
Вопрос 86. Инновационный процесс как объект менеджмента. Основные этапы инновационного процесса.
Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.
Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей (табл. 26.1).
Таблица 26.1. Сравнение инновационного процесса и текущей деятельности
Параметры
Инновационный процесс
Текущая деятельность
Цель
Удовлетворение новой
потребности Удовлетворение
сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне
Отношение к текущим
интересам участников Противоречит
Соответствует
Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.
Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате, второго - новые принципы создания изделий и технологий.
Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
Опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются: разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену; формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия; изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием; подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек; создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации; изготовление, испытание, доводка опытного образца.
Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществление целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение новшества.
Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и организация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственное проектирование.
Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.
На этапе фундаментальных исследований это - научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.
Результатом инновационной деятельности можно считать также мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе вузов и НИИ; программную продукцию; научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры; услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентнолицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты.
Успеху инновационной деятельности во многом способствуют: поддержка высшего руководства; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.
Вопрос 87. Государственное регулирование инновационных процессов.
Регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях:
на уровне государства в целом;
на уровне отдельного региона;
на уровне организации, предприятия, фирмы. Важнейшими целями государственного регулирования инновационной деятельности выступают:
обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
улучшение экологической ситуации в стране;
укрепление безопасности и обороноспособности страны.
В условиях рыночной экономики эти цели достигаются путем обеспечения свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества.
Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций – законодательное регулирование инновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благоприятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития российской науки. Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правительства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах
к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехнологии на основе биоинженерии; атомная и космическая техника; электронно-ионно-плазменные технологии; сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др.
Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном уровне и др.
Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.
К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.
Все перечисленные условия способствуют созданию благоприятного инновационного климата, обеспечению приоритета инновационной деятельности.
Новой формой корректировки государственной политики в области создания экономики инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.
Основные задачи Совета: определение приоритетных направлений государственной научно-технической политики и мер по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов
и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики.
Поставлена задача перехода от сырьевой экономики к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.
20 марта 2002 г. на совместном заседании Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, президиума Государственного совета и Совета безопасности принят документ «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В нем одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет признается «формирование национальной инновационной системы».
Ее создание требует установления правильного баланса распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос». С этой целью предусматривается закрыть неэффективные научно-исследовательские институты и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного бизнеса. Предусмотрены инвентаризация научных государственных организаций и реформа Российской академии наук, в результате чего будет высвобождена часть федеральной собственности, а также другие меры коренного изменения и совершенствования политики государства в области развития науки.