Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:35, контрольная работа
Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным Трудовым кодексом РФ, иными законами, соглашениями, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором.
Забастовка - это крайняя мера разрешения коллективного трудового спора. Решение о ней принимается на собрании работников организации, филиала, представительства. Избирается орган, который возглавит забастовку. В начале забастовки этот орган должен предупредить работодателей за 10 дней в письменной форме. Право на забастовку имеют только те трудовые коллективы, которые полностью соблюдают установленную законодательством процедуру примирения и разрешения коллективного трудового спора. Таким образом, трудовой коллектив - это самостоятельный субъект права, наделенный полномочиями по самоуправлению, реализующий их в рамках определенной организации, либо непосредственно (общее собрание), либо опосредовано (через представителей).
Каждый человек одновременно принадлежит ко многим группам К одним мы относимся достаточно короткие сроки (экскурсионная группа, армия, техникум) Достигая цели следующие группы распадаются Другие, наоборот, сопровождают на ас всю жизнь (семья, семья, друзья) и имеют немалое влияние на негоого.
В теории управления распределяют группы, которые являются основой любого коллектива на формальные и неформальные
Формальные группы - это группы, возникающие по инициативе администрации и входят определенным подразделением в организационной структуры и штатного расписания предприятия Существуют различные типы формальных групп:
1 Группа руководителей (команда)
- состоит из руководителя
2 Функциональная группа
- объединяет в себе
3 Производственная группа
- имеет в своем составе
4 комитета - это группа
внутри предприятия, которой делегируются
полномочия высшим звеном
Формальные группы возникают по воле руководства и поэтому в определенной мере являются консервативными, так как зачастую они зависят от личности руководителя и людей, работающих в этой группе Но как только они в возникают, сразу становятся социальной средой, где люди начинают взаимодействие между собой по другим законам, создавая неформальные группыи.
Неформальные группы - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей
Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов, одинаковых привязанностей и такое и другой Эти группы существуют во всех организациях, хотя они не отражены в структурных схемах Неформальные группы имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформального в группу, а кто нет В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, эти группы имеют явно или неявно определенного лидера Во многих случаях неформальная группа может иметь своего члена ВПЧ См., одинаковый или больший, за формальную структуртуру.
Неформальные группы обычно образуются спонтанно в пределах формальных групп, с которыми они имеют много общего, а именно:
- имеют определенную организацию - иерархию, лидера и задачи;
- имеют определенные неписаные правила - нормы;
- имеют определенный процесс образования - этапы;
- имеют определенные
Причины образования неформальных групп могут быть разные: желание принадлежать к определенной социальной группе и иметь определенные социальные контакты, возможность получать помощь от коллег в коллективе, стремление знат ты о том, что происходит вокруг, пользоваться неформальным каналам связи, желание быть ближе к тем, кому симпатизирует.
Между формальными и неформальными группами имеются существенные различия как в цели, с которой они создаются, так и формах влияния их лидеров на других членов группы (табл. 131)
Цель
Определяется организацией в соответствии с места группы в формальной структуре
Удовлетворение социальных потребностей, находящихся за пределами интересов формальной организации (хобби, дружба, любовь и т.д.)
Условия возникновения
По заранее разработанному проекту построения организации
Создаются спонтанно
Лидер
Назначается организацией
Признается группой
Коммуникации
Формальными каналами с другими структурными элементами и внутри группы
основном неформальные каналы как в группе, так и за ее пределами
Взаимодействие между членами группы
На основе производственных задач
Развиваются спонтанно
Формы воздействия на членов группы
Все формы, но преобладают экономического и административного характера
основном методы персонального психологического воздействия
Процесс образования неформальных групп специалисты подразделяют на пять этапов в результате которых возникают пять различных видов неформальных групп, которые отличаются друг от друга степенью зрелости взаемосто осункив
/ этап - стихийное сочетание
людей, которые бессознательно
II этап - появление более
сознательных эмоций в случае
успешных предварительных
III этап - организованное
объединение для совместной
IV этап - при наличии положительных
факторов - появление желания утвердиться
в борьбе и продолжать
V этап - объединение для решения долгосрочных целей, появление норм
Неформальные группы есть в каждой организации и серьезным аспектом в деятельности руководителя необходимость понимания важности существования этих групп и управление ими
Одним из первых ученых, который начал уделять этим вопросам внимание был теоретик в области исследования групп Джордж Хоманс, который создал модель, получившая название - модель Хоманса (рис 131)
Сущность этой модели заключается в том, что в процессе совместной деятельности люди вступают во взаимодействия, которые в свою очередь способствуют проявлению чувств - положительных и отрицательных эмоций друг к другу и к ру ика Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и приводят к повышению или снижению ее эффективности Именно поэтому, следует помнить об определенных негативные и позитивные явления, с яки мы может встретиться организация в процессе управления неформальными группами (табл. 1323.2).
Невысокая мнение относительно неформальных групп со стороны руководителей, которые считают, что существование этих групп - результат неэффективного руководства
Приверженность группы переходит в привязанность к организации
Члены неформальных групп считают, что к ним относятся несправедливо и соответствующим образом на это реагируют
Нежелание нарушать социальные связи приводит к нежеланию покинуть организацию
Неформальные отношения членов коллектива неизбежны, так как их деятельность и интересы не могут существовать только в рамках формальных (утвержденных) структур, должностей, функций и процедур Кроме того неформальные и отношения необходимы, так как без них формальная структура, в определенном смысле, теряет свою эффективностьь.
Оптимальным является состояние коллектива при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают Такое совпадение формальной и неформальной структур обеспечивает сплоченность коллектива и повышает производительных ность его роботи.
По несоответствия структур, когда руководитель не имеет авторитета в коллективе, а групповые нормы и правила различаются с коллективными, в организации может возникнуть борьба между формальной и неформальной структ турами, что тормозит эффективную деятельность и процесс достижения организационных целое.
Сегодняшние теоретики считают, что неформальные группы могут помочь формальной организации в достижении ее целей Для этого желательно:
1 Признать существование неформальных групп и работать с ними
2 Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп
3 Перед тем как начинать любые действия, просчитывать их возможной негативное воздействие на неформальную организацию
4 Разрешить неформальной группе участвовать в принятии решений
5 скоростей выдавать точную информацию, тем самым препятствовать распространению слухов
Следовательно, одной из важнейших задач руководителя является сближение формальных и неформальных структур, положительные ориентации неформальных групп и борьба с негативными проявлениями в коллективе
Вопрос 84. Стимулирование трудовой деятельности: экономические и неэкономические стимулы.
Экономические стимулы
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Но чисто экономический подход к стимулированию несостоятелен, ибо принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Против него направлены:
Стремление к благотворительности.
Эффект насыщения потребностей (даже престижность потребления стимулирует лишь до определенных пределов).
Субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег.
Психология коллективных действий.
Невозможность достичь с помощью денег многих важных целей (например, в личной жизни и пр) Наоборот, зачастую ради этого приходится жертвовать материальной выгодой.
Иррациональность поведения человека, находящегося, по мимо разума, под воздействием привычек и подсознательных механизмов, например, внутреннего неприятия риска.
Нелинейность зависимости величины вознаграждения, уровня производительности и притязаний индивида.
К формам экономического стимулирования наемных работников относится заработная плата, различные выплаты и льготы. Их функциями являются: привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Нужно иметь в виду, что заработная плата как таковая мотивирует, если работник вообще заинтересован в деньгах, вознаграждение ощутимо повышает доход и выплачивается "по горячим следам".
Сам факт вступления человека в трудовые отношения говорит о том, что он обязуется за оговоренное вознаграждение выполнять определенный круг обязанностей. Здесь еще нет места ддя стимулирования. Последнее обеспечивается способами выплаты вознаграждения.
Важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная заработная плата в форме различного рода доплат, надбавок и единовременного вознаграждения, носящих в основном компенсационный характер и позволяющих обеспечивать большую индивидуализацию вознаграждения.
Надбавки выплачиваются за профессиональное мастерство, длительный и непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, знание иностранного языка и пр. Они не связаны с какими-то дополнительными затратами труда в данный момент.
Последние возникают либо вследствие совмещения профессий и должностей (например, руководства бригадой), либо под влиянием неблагоприятных условий (разделенный день, многосменный режим, ночная работа и пр.). Если эти условия нельзя улучшить, такие затраты труда компенсируются помощью доплат.