Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…. ..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………..……………......8
1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………….………………………………...……. 14
1.3 Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………………………...….21
1.4 Гарантии и меры защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..………………………....33
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…38
2.1 Современная концепция правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………………………..…38
2.2 Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области…………………………………………………………………………....42
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...….57
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового
статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………
1.2 Права и обязанности беженцев
и вынужденных переселенцев…………………………….………………
1.3 Порядок признания и утраты
правового статуса беженца и вынужденного
переселенца…………………………………………………
1.4 Гарантии и меры защиты прав
беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………
2.1 Современная концепция правового
статуса беженцев и вынужденных переселенцев
в России………………………………………………………..…
2.2 Положение беженцев и вынужденных
переселенцев в Тверской области……………………………………………………………
2.3 Проблемы реализации правового
статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Данные процессы связаны с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав.
Проблема правового положения беженцев и вынужденных переселенцев является одним из приоритетных направлений исследований в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что новые социально-экономические отношения требуют существенного изменения законодательства, регулирующего проблемы миграции населения.
Создание демократического общества предполагает расширение круга прав и свобод человека, наполнение их новым содержанием, подкрепление их прочной системой факторов, определяющих правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Федеральный закон «О беженцах» и Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» не охватывают все складывающиеся отношения, а также не учитывают все виды миграционных потоков.
Особую актуальность приобретает исследование правовых основ деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно в современных условиях, так как те нарушения, которые имеют место в деятельности некоторых органов, существенно ущемляют права и свободы граждан.
Состояние научной разработанности данной проблемы нельзя назвать поверхностным. В литературе этому вопросу уделялось довольно пристальное внимание.
Основные аспекты проблемы беженцев и вынужденных переселенцев рассматривались в трудах выдающихся мыслителей со времен античности и средневековья. Право на свободу передвижения в зачаточной форме было сформулировано в работах Аристотеля, Гуго Гроция, Пуффендорфа и других теоретиков естественной школы права. В современной России изучением вопросов, посвященных правовому статусу, защите прав и свобод человека и гражданина занимались такие ученые-правоведы, как С. С. Алексеев, Ю. А. Алистратов, Ю. В. Анохин, М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Б. Н. Габричидзе, Ю. В. Герасименко, Н. Л. Гранат, А. В. Грязнов, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, и др.
Проблемы определения правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в последние годы привлекали внимание ряда ученых-юристов и практических работников. Отдельным сторонам данной проблемы посвящены труды Л. В. Андриченко, Е. В. Белоусовой, А. Н. Жеребцова, Н. Н. Катковой, Л. И. Котиевой, Г. И. Литвиновой, Н. А. Михалевой, Н. Н. Тоцкого.
Весомый вклад в исследование проблем беженцев и вынужденных переселенцев внесли зарубежные ученые: Э. Аннерс, К. Биссет, П. Бромхед, К. Бэчелор, П. Вайсс-Фаген, С. Герр, Г. Гудвин-Гилл, А. Демишель, Ф. Деми-шель, Р. Коэн и др.
Однако эти работы все же не дают целостного представления о правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность избранной темы, ее несомненная научная и практическая значимость порождают потребность в проведении более широких и углубленных исследований.
Объект исследования. Объект исследования составляют общественные отношения, закрепляющие их нормы, раскрывающие содержание правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев на федеральном уровне.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормативные правовые акты в сфере регулирования прав и свобод, а также обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев; конституционно-правовой статус беженца и вынужденного переселенца и проблема его реализации. Исследуется содержание правовых основ Федеральной миграционной службы Российской Федерации и иных субъектов правоотношений, направленной на регулирование и реализацию правового статуса вынужденных мигрантов, а также обеспечение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев органами внутренних дел.
Цель исследования. Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу составляют диалектический метод познания, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, общесоциологические и правовые методы. Использование в комплексе различных методов и научных достижений позволило раскрыть предмет работы в обобщающих закономерностях и в разнообразных ракурсах, а также решить поставленные задачи.
При подготовке работы автор опирался на концептуальные положения международного права, конституционного права России, исследования в других различных отраслях правовой науки, нормативно-правовую базу, исходя из международно-правовых актов, положений Конституции Российской Федерации, анализируя современное отечественное и зарубежное законодательство.
В частности, эмпирическую базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе ведомственные нормативные акты.
Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (к примеру, Конвенция о статусе беженцев 1951 г), конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г.); федеральные законы (в частности, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 октября 2003 г.) «О гражданстве Российской Федерации»), законы Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
Научная и практическая значимость состоит в том, что выводы и предложения, сформулированные в исследовании, могут быть использованы как в процессе совершенствования российского законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, так и в практической деятельности миграционных служб, органов иммиграционного контроля и правоохранительных органов.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ
Существующая на международном уровне проблема беженцев имеет большую актуальность и для России в силу происходящих в ней экономических, социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация как полноправный член международного сообщества и государство, в котором реализуются установленные демократические процедуры, провозгласила в Конституции РФ (ст.2), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Беженцы являются особой категорией физических лиц, поэтому для раскрытия основ правового статуса беженцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.
Понятие «беженец» в определенной степени является жестко установленным, поскольку его содержание определяется в соответствии с принципами общего международного права. При обыденном употреблении содержание его является более широким и менее ограниченным, обозначая любого, кто бежит, кто стремится спастись от обстоятельств естественного или личного характера, которые он считает нетерпимыми1.
К сожалению, нужно отметить, что в настоящее время не только в обыденной жизни, но и в публицистике, и в научной литературе понятие «беженец» часто употребляется в его буквальном смысле для обозначения лиц, вынужденных покинуть места своего постоянного проживания. Так, часто беженцами называют ингушей, бежавших из Северной Осетии, или лиц, покидающих Чеченскую Республику в силу экономических причин.
В ст. 1 ФЗ «О беженцах» четко определено понятие: «беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»2.
Беженец - это лицо, которое является либо иностранным гражданином, прибывшим или желающим прибыть на территорию Росси; либо лицом без гражданства, прибывшим или желающим прибыть на территорию Российской Федерации; либо иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, пребывающим на территории Федерации на законном основании.
Понятие «беженец» определено в ряде международных правовых актов. Однако основное содержание этого понятия заложено в Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев, которая устанавливает, что беженец - это «лицо, которое находится вне страны своей гражданской принадлежности или вне страны своего прежнего постоянного места жительства, имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»3. Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев,4 к указанной Конвенции снимает географические и временные ограничения, содержащиеся в Конвенции, в соответствии с которыми в основном европейские беженцы - участники событий до 1 января 1951 года могли ходатайствовать о получении статуса беженца.
Но нужно учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов5, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 Федерального Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.
Определение беженца в комментируемом Законе в отличие от конвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получить искомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам.
Другое отличие конвенционного определения состоит в том, что согласно Закону «О беженцах» лицо должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это сделать. Конвенция, напротив, исходит из того, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой.
Таким образом, применяются совершенно различные критерии:
отношение лица в первом случае к проживанию на своем постоянном месте
жительства, во втором - к защите государства за его пределами6. Нужно отметить, что на содержание правового статуса беженца и вынужденного переселенца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Таким образом, теоретически можно представить, что правовой статус беженца и переселенца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом7.
Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России