Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…. ..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………..……………......8
1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………….………………………………...……. 14
1.3 Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………………………...….21
1.4 Гарантии и меры защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..………………………....33
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…38
2.1 Современная концепция правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………………………..…38
2.2 Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области…………………………………………………………………………....42
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...….57
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев определяется принятым в 1993 г. Федеральным Законом «О беженцах», законом «О вынужденных переселенцах» и другими федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В числе таких законов и подзаконных актов следует назвать: Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 (в ред. от 01.10.2008 г. №163-ФЗ), Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 (в ред. от 06.05.2008 г. №60-ФЗ), Указ Президента №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14.11.2002, Постановление Правительства №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от 09.04.2001 (в ред. от 28.03.2008), Постановление Правительства №1162 «О проездном документе беженца» от 07.10.1998 (в ред. от 28.03.2008) и др.
Подводя итог, нужно подчеркнуть, что правовой статус беженцев является самостоятельным институтом конституционного права Российской Федерации, органично входящим в состав комплексного института основ правового статуса человека и гражданина России.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это, как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории России и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства, и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России.
Исходя из того, что вынужденные переселенцы – граждане России - законодатель усиливает их социальную защищенность по сравнению с беженцами. Им предоставлены дополнительные права в сфере обустройства и получения жилья, социального обеспечения и т.д. Так, органы государственной власти и местного самоуправления оказывают содействие вынужденным переселенцам при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и строительных материалов. Вынужденным переселенцам оказывается помощь в улучшении жилищных условий, в том числе путем предоставления безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья, долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство (приобретение) жилья, льгот лицам, переселяющимся в сельскую местность, содействие в организации компактных поселений и создании в них необходимой инфраструктуры и рабочих мест.
Кроме того, вынужденные переселенцы включаются в списки граждан на получение жилья, строительство которого осуществляется за счёт федерального бюджета, независимо от срока проживания в данном регионе. Беженцам такая возможность не оказывается. Только в отношении вынужденного переселенца предусмотрена и возможность получения помощи со стороны государства в возвращении оставленного ими имущества, находящегося в их собственности, либо при невозможности его возвращения – получения за него компенсации.
Как граждане Российской Федерации, вынужденные переселенцы в отличие от беженцев пользуются полным комплексом прав в сфере пенсионного обеспечения. В области социального обеспечения дополнительными льготами обеспечиваются вынужденные переселенцы из числа социально – незащищенных категорий: многодетные семьи, одинокие матери, малообеспеченные граждане.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что право вой статус беженца и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и гражданина, как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц как части одного целого.
Таким образом, следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином
государства, в
котором или перед которым хода
Согласно Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62)9. В настоящее время положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 06.05.2008 г. №60-ФЗ), в ст. 4 которого закрепляется это положение10.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика
и получение информации о
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия
в обеспечении проезда и
4) получение питания и
пользование коммунальными
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением,
предоставляемым в порядке,
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии ФЗ «О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
8) получение содействия
в направлении на
9) работу по найму или
предпринимательскую
10) социальную
защиту, в том числе социальное
обеспечение, наравне с
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
12) содействие федерального
органа исполнительной власти
по миграционной службе в
13) обращение в территориальный
орган федерального органа
14) обращение с заявлением
о предоставлении права на
постоянное проживание на
15) участие в
общественной деятельности
16) добровольное
возвращение в государство
17) выезд на
место жительства в
18)пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны11:
1) соблюдать
Конституцию Российской
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
3) соблюдать
установленный порядок
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
5) сообщать о
намерении переменить место
6) сняться с
учета в территориальном
Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России