Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…. ..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………..……………......8
1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………….………………………………...……. 14
1.3 Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………………………...….21
1.4 Гарантии и меры защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..………………………....33
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…38
2.1 Современная концепция правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………………………..…38
2.2 Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области…………………………………………………………………………....42
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...….57
Согласно докладу «Положение с правами человека в Тверской области», составленному Тверским региональным объединением Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» наиболее частыми в нашей области являются нарушения по несоблюдению процессуальных сроков по делам о признании беженцем. В 2002 г. в Тверском УВД были закрыты все межрайонные отделения по работе с мигрантами (по всем проблемам теперь следует обращаться в г. Тверь), что, безусловно, отрицательно сказалось на положении беженцев. Несмотря на то, что поток мигрантов в Тверскую область несколько стабилизировался (до 70 % мигрантов - это переселенцы из стран СНГ: Украины, Казахстана, Таджикистана), проблема соблюдения прав остается одной из острых в области.
Отказ в признании статуса влечет за собой серьезные затруднения при получении регистрации по месту жительства, а отсутствие регистрации, в свою очередь, лишает переселенцев возможности нормального трудоустройства, получения жилья, бесплатного здравоохранения, создает трудности для получения образования, вступления в брак и т.д.
Следует отметить, что проблему предоставления статуса многие переселенцы не считают главной, поскольку положенные по этому статусу льготы, как правило, не обеспечивают их нужд в отношении получения жилья и работы. Главная проблема – это проблема регистрации по месту жительства. Однако наличие статуса позволило бы им решить и эту проблему.
Отсутствие регистрации практически лишает переселенцев возможности устроиться на постоянную работу. Кроме того, отсутствие в паспорте штампа о регистрации (а у многих и отсутствие самого паспорта) создает постоянные проблемы при общении с милицией и ставит переселенцев в положение невольных нарушителей паспортного режима.
Сложившаяся судебная практика фактически исключает для них возможность получения компенсаций за утраченное в результате ведения боевых действий имущество.
Можно сделать вывод о том, что большинство беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области лишены возможности правовой защиты.
Невозможно не упомянуть о проблеме беженцев в свете последних событий в Южной Осетии. В Российском экономическом еженедельнике «Афанасий биржа» была размещена статья от 13.08.2008 «Тверская область окажет гуманитарную помощь Южной Осетии», в которой указывалось, что на пресс-конференции для СМИ заместитель губернатора Тверской области В. Пызин заявил о мерах по оказанию поддержки пострадавшим детям и беженцам администрацией области. «80 сирот готовы принять интернаты Тверской области. Около 300 мест для молодых людей существует в заведениях начального и среднего профессионального образования. 35 коек в детской областной больнице подготовлены для пострадавших югоосетинцев. 82 семьи регион готов принять на постоянное проживание»38.
Также нужно сказать о том, что разработана региональная программа Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2007-2012 годы. Она предусматривает участие переселенцев или членов их семей после получения ими российского гражданства в областной целевой программе «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы» независимо от проекта переселения; различные услуги по содействию в трудоустройстве, по переобучению переселенцев под структуру требующихся рабочих мест, профессиональной адаптации
отдельных категорий специалистов; услуги в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В 2001 году на приобретение квартир для переселенцев в Тверской области было выделено 3,5 миллиона рублей.
Подводя итоги, нужно сказать, что многие проблемы беженцев и вынужденных переселенцев не решаются или решаются недостаточно активно из-за того, что в Тверской области отсутствует комплексная программа социального и трудового обустройства этой категории граждан. С учетом многонационального состава населения области было бы целесообразно ввести должность заместителя губернатора по национальным вопросам, а также аналогичную должность в администрации города Твери.
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев
Дела о беженцах не включены в официальную судебную статистику, однако, можно сделать вывод о том, что данной категории дел, связанных с применением законодательства о беженцах (наибольшее число их рассмотрено судами г. Санкт-Петербурга и г. Москвы), значительно меньше, чем тех, по которым применено законодательство о вынужденных переселенцах39.
Как видно из материалов обобщения судебной практики, суды
нередко ставили
под сомнение выводы территориальных
органов Федеральной миграционн
Тем не менее, можно сказать о том, что сроки рассмотрения жалоб на действия и решения территориальных органов Федеральной миграционной службы России, как правило, превышают установленный 10-дневный срок. Большинство этих дел рассматривается в течение месяца, что объясняется необходимостью истребования дополнительных материалов (иногда из других государств), неявкой заявителей в судебное заседание.
При защите своих
прав беженцы и вынужденные
Права беженцев и переселенцев по-прежнему нарушаются чиновниками миграционных служб и сотрудниками правоохранительных органов. Затруднен допуск беженцев к самой процедуре подачи документов на статус - работники миграционных органов часто отказываются выдавать анкеты и бланки ходатайств, ссылаясь на их отсутствие.
Работники миграционных органов нередко придерживаются политики отказа в предоставлении статуса беженца и переселенца. Например, гражданам Ирака отказывает в статусе временного убежища, несмотря на Меморандум УВКБ ООН о недопустимости принудительного возвращения в Ирак и обязанности предоставлять убежище (данную позицию миграционных властей подтверждают суды первой и второй инстанции)40.
Число признанных беженцев остается ничтожно малым для такой огромной страны, как Россия. По данным ФМС на 1 августа 2008 г. число беженцев составило 413 человек, за 7 месяцев беженцами признано 47 человек. Числа лиц, имеющих временное убежище, на 1 августа 2008г. составила 1113 человек, за этот период получило убежище 262 человека41.
Большое беспокойство вызывает распространившаяся в последнее время практика незаконного выдворения лиц, ищущих убежища.
Начиная с осени 2006 г., значительно возросло число случаев передачи в распоряжение узбекских властей лиц, в чьей экстрадиции отказано Генпрокуратурой РФ. Передача таких лиц осуществляется как через процедуру административного выдворения, в том числе, незаконного, так и с помощью похищений.
Как было упомянуто выше, на территории России на протяжении многих лет проживают группы беженцев, чье правовое положение до сих пор не отрегулировано. Самая многочисленная из этих групп - беженцы из Афганистана, покинувшие страну после падения режима Наджибуллы, численность их достигает 100 тысяч человек. Чуть более тысячи из них имеют статус временного убежища, около 300 - статус беженца, правовой статус остальных не определен.
В целом по Российской
Федерации имеют место факты
препятствий вступлению в кооперативы,
покупке квартир, самостоятельному
строительству, трудоустройству, получению
мест на общем основании в общежитиях42
Следует отметить и проблемы, касающиеся получения гражданства РФ. Беженцы, прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица, проживая в Российской Федерации в течение ряда лет, не могут зарегистрироваться в месте проживания, поскольку не являются владельцами (собственниками) жилой площади либо в связи с тем, что владелец арендуемой ими жилой площади не желает подписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора на данной жилой площади. В связи с указанным одним из возможных путей выхода из данной ситуации для беженцев, членов их семей и ищущих убежище лиц является установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (факта проживания).
Вместе с тем можно предположить, что имеются недочеты и в самих законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Путем сравнительно-правового анализа применения действующей редакции Федерального закона «О беженцах» и международной практики можно говорить о следующих недостатках.
Так, в нем имеется много пробелов, в основном процессуального характера, не позволяющих эффективно рассматривать ходатайства о признании беженцем, некоторые нормы нелогичны и сложны для понимания, что создает серьезные проблемы при их реализации.
Необходимо отметить, что процедура признания лица беженцем затянута. Промежуточные стадии, предусмотренные действующим законодательством, такие, как предварительное рассмотрение ходатайства, принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, либо в отказе в рассмотрении ходатайства по существу только усложняют процедуру. Это приводит к неоправданно длительному рассмотрению ходатайства.
Нужно отметить, что в Федеральном Законе «О беженцах» заложено решение триединой задачи: сбалансировать права личности, национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации в области оказания помощи лицам, ищущим убежище43. Это, безусловно, является непростой задачей и проблемы убежища требуют от государства дуалистического подхода, выработки и реализации четко выверенной государственной политики в этой сфере деятельности. Поскольку, с одной стороны, она прежде всего носит гуманитарный характер, а с другой - выдвигает вопрос обеспечения и сохранения безопасности принимающего государства.
Обратимся к проблеме самозащиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.
В большей или меньшей степени, но обе эти категории населения, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии — это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии — это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.
Часть вторая ст. 45 Конституции РФ определяет, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории России, а гражданам Российской Федерации и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку «каждый вправе», подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т. е. право на самозащиту распространяется в том числе и на беженцев.
Таким образом, самозащита — это субъективное право и юридическая гарантия осуществления прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.
Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого на самозащиту прав и свобод, в текущем законодательстве оно детальной регламентации (например, в федеральном законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в Российской Федерации большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права.
Как уже упоминалось,
такие категории населения Росс
На сегодняшний момент беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане Российской Федерации), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.
Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России