Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…. ..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………..……………......8
1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………….………………………………...……. 14
1.3 Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………………………...….21
1.4 Гарантии и меры защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..………………………....33

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…38
2.1 Современная концепция правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………………………..…38
2.2 Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области…………………………………………………………………………....42
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...….57

Файлы: 1 файл

Дип.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.

Несколько прецедентов  обращения в Конституционный суд и в органы прокуратуры, приведшие к отмене правил, приказов или подзаконных актов местных властей, указывают практический способ улучшения правовой обстановки. Реакция общественности на каждый конкретный случай нарушения прав беженцев, как и других групп населения России, представляется необходимой и демонстрирует огромную важность создания сети общедоступных пунктов специализированных юридических консультаций. Подготовка квалифицированных юристов для работы в таких консультациях - одна из важнейших задач общества в целом и правозащитного движения в частности44.

В качестве вывода можно сказать, что проблема миграции требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, совершенствования законодательства, регулирующего данную сферу общественной жизни. Решение вопросов, связанных с миграцией, несомненно, должно осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом45.

 

 

 

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследования  проблем вынужденных переселенцев свидетельствуют о невероятных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в России, причем вне зависимости от места и региона нынешнего проживания. Большинство приехавших - люди энергичные, активные, образованные. Они почти не надеются на помощь государства и властных структур, готовы работать, строить жилье, воспитывать детей, но ситуация с оформлением своего полноправного проживания в России (регистрацией и гражданством) создает им сложности при устройстве на работу, учебу, покупке жилья, обращении в медицинские заведения и просто в обыденной жизни. Эти препятствия по большей части носят искусственный характер. Процессы регистрации и получения гражданства не отрегулированы и создают широкий простор для произвола чиновников. Охота за «нелегалами поневоле» стала доходным промыслом российской милиции.

За  время, прошедшее после переезда в Россию, лишь очень немногие сумели восстановить свой прежний уровень  благосостояния, однако большинство  никогда его не достигнет, слишком велика пропасть между жизнью «там» и «здесь» и слишком много потеряно в одночасье. Остается только поражаться, как люди сумели не озлобиться, сохранить в себе достоинство, силу духа, любовь к России, решимость построить новую жизнь. Каждый третий мигрант свой переезд в Россию связывает с заботой о ребенке. Ради будущего детей они готовы на самопожертвование и надеются, что детям в России будет лучше и, главное, дети не испытают здесь всего того, что выпало на долю их родителей.

Распространено  мнение, что наибольшие сложности  в обустройстве переселенцев обусловлены  необходимостью больших материальных затрат, связанных с предоставлением  жилья, созданием рабочих мест и  т.п. Между тем, мигранты давно уже  не ждут от государства никакой помощи. Напротив, как показывает опыт, самые сложные проблемы возникают «на пустом месте», вне всякой связи с вопросом финансирования. Государство чинит препятствия переселенцам всегда, даже в случаях, когда решение вопроса зависит лишь от нехитрой бюрократической процедуры.

На  основе проделанной работы, анализа  и обобщения специальной литературы, российского и международного законодательства и правоприменительной практики можно сделать следующие выводы:

- правовой  статус беженцев и вынужденных переселенцев является самостоятельным институтом конституционного права РФ, органично входящим в состав комплексного института основ правового статуса человека и гражданина РФ;

- правовой  статус беженца и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и гражданина, как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц как части одного целого;

- особенностью правового статуса беженцев является то, что они обладают тремя группами прав: права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам. Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.

- в Российской  Федерации создан и действует  достаточно эффективный механизм  защиты и гарантий прав беженцев, регламентированный законодательством, а также подкрепленный содействием международных организаций (в первую очередь, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев);

- основной  проблемой применения положений  Конвенции ООН 1951г. является  отсутствие в государствах единообразного толкования понятия «беженец»;

- основными  тенденциями изменений российского  законодательства о беженцах  являются сближение его положений  с нормами международного права  и одновременное ужесточение  его требований по отношению к лицам, претендующим на получение статуса беженца;

- наиболее  частыми в Тверской области  являются нарушения: невыплата  компенсаций и несоблюдение процессуальных  сроков по делам о признании  беженцем. Поток мигрантов в область  несколько стабилизировался, в том числе и благодаря различным региональным программам по оказанию помощи данной категории лиц.

В соответствии с изложенным, учитывая, что Конституция  РФ определяет Россию как демократическое  правовое государство, требуется произвести изменения в законодательстве по совершенствованию процессуальных норм; создать эффективный механизм миграционной политики как на уровне государства, так и на уровне его субъектов, а также общественного контроля за ней; решительно пресекать незаконные явления в данной сфере.

Ведомствам, которые  сталкиваются с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев, следует  оказывать им более действенную  помощь: по возможности, сокращать сроки  получения статуса, гражданства, помогать беженцам и переселенцам в получении  необходимых документов, направляя официальные запросы, а не быть сторонним наблюдателем в обустройстве мигрантов.

Ещё одной проблемой  является то, что зачастую беженцы  и вынужденные переселенцы не имеют доступа к необходимой  информационной базе, которая не создана  в нужных объёмах и организационных форм.

На основании  вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что в настоящее время в  Российской Федерации крайне важно  принятие новых законов «О беженцах»  и «О вынужденных переселенцах». Только путем коренного преобразования правового регулирования затронутых проблем возможно нормальное обеспечение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Таким образом, задачи, поставленные во введении, были решены, необходимый материал был проанализирован, изучен и усвоен. Вопросы, связанные с понятием и конституционно-правовыми основами статуса беженцев в Российской Федерации были рассмотрены, необходимый опыт профессиональной подготовки получен. Соответственно, работа по изучению данной темы была завершена, конечная цель достигнута.

  Полагаем, что для решения указанных  проблем  необходимо предпринять  следующие меры:

1) исключить из Федерального закона «О беженцах» стадию предварительного рассмотрения ходатайства, превратив процедуру рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца в одноступенчатую.

2) также целесообразно дополнить Федеральный закон «О беженцах» предложением о создании Апелляционной комиссии, в состав которой включаются специалисты миграционной службы и представители федеральных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, а также неправительственных организаций для рассмотрения заявления лиц, обжалующих отказ в регистрации ходатайства о признании беженцем, в признании лица беженцем либо предоставлении временного убежища, лишение лица статуса беженца либо предоставления временного убежища.

3) рекомендовать проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов Федеральной миграционной службы среднего и низшего звена.

4)  активизировать  просветительскую работу в целях  более полного информирования граждан об их правах.

5) ввести должность заместителя губернатора Тверской области по

национальным  вопросам, а также аналогичную  должность в администрации 

города Твери.

6) создать Правительственную  комиссию по проблемам миграции  в России с привлечением к ее работе ученых и представителей общественных организаций. Она необходима для всестороннего обсуждения проблем миграции и разработки предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

7) разработать  и принять концепции миграционной политики в России и принять перспективную Федеральную миграционную программу.

Но  следует отметить, что работа не является исчерпывающей, существует потенциал  дальнейшей разработки, так как современная  политико-правовая практика России высвечивает  новые актуальные аспекты проблематики статуса беженцев и вынужденных переселенцев, затрагивающие фундаментальные основы правовой теории, а также жизни общества и функционирования государственно-правовых институтов. В числе некоторых из них можно назвать: признание, утрата и лишение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев; место рекомендаций УВКБ ООН в правовой системе РФ; приемы и методы самозащиты данной категории лиц. Возможно подвергнуть анализу историко-правовые аспекты становления и развития законодательства РФ о беженцах. Представляет интерес и то, что данная тема находится на стыке конституционного и административного права, что, безусловно, дает возможность дальнейшего научного поиска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Нормативные акты

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года (с  изменениями от 30 декабря 2008 года)// Российская газета от 25.12.1993 г.  № 237.

2. Конвенция о статусе беженце (заключена в рамках ООН 28 июля  
1951 г.) // Международные договоры Российской Федерации по вопросам миграции (часть первая). Сборник документов. Выпуск 1.  М., 2004. С.163-188.

3. Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г. // Международные договоры Российской Федерации по вопросам миграции (часть первая). Сборник документов. Выпуск 1. М., 2004.  С.188-192.

4. Соглашение стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24.09.1993г. // Международные договоры Российской Федерации по вопросам миграции. Выпуск 2. М., 2004. С.168-170.

 

5. Федеральный Закон «О ратификации Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22.11.1994 №40-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации.  1994. №31.

3. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 №62-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации.  2002.  №22.

4. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002.  №30.  Ст. 3032.

5. Федеральный Закон «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" от 28.06.1997 №95-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Российская газета. 1997.  №187.

6. Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. от 24.06.2008 №91-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2008. №26.  Ст.3010.

7.Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание Законодательства РФ. 2003. №40.

8.Закон Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // "Ведомости СНД и ВС РФ". 25.03.1993. № 12.

9. Закон «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1 (с изм. от 23.12.2003 №186-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ 2003. Часть 1. Ст. 5038.

10. Указ Президента РФ «О внесении изменений в положение О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325» от 31.12.2003 №1545 // Собрание Законодательства РФ.  2004. №1. Ст.16.

11. Постановление Правительства РФ "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы" РФ от 10.11.1997 №1414 // Российская газета.  1997. №445.

12. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. №718 «Об     утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» // Российская газета. 2003. №368. С.12

 

13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении общего Положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами" от 30.06.1998 №679 // Собрание Законодательства РФ.  1998.  № 27.  Ст. 3196.

     

14. Постановление Правительства РФ "О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" от 23.05.1998 №484 // Собрание Законодательства РФ. 1998. №22. Ст.2457.

15. Приказ ФМС России «О утверждении административного регламента федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах» от 05.12.2007 №452 //Российская газета.  2008.  №88.

Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России