Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- раскрыть содержание и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать правовую природу прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- отразить правовые гарантии и меры защиты правового статуса беженцев и переселенцев в России;
- исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации на современном этапе;
- отразить положение беженцев и переселенцев в Тверской области;
- выявить проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- выработать предложения по изученной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…. ..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ………………………..…...8
1.1 Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………..……………......8
1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………….………………………………...……. 14
1.3 Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………………………...….21
1.4 Гарантии и меры защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………..………………………....33
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…38
2.1 Современная концепция правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………………………..…38
2.2 Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Тверской области…………………………………………………………………………....42
2.3 Проблемы реализации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...….57
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.
Несколько прецедентов обращения в Конституционный суд и в органы прокуратуры, приведшие к отмене правил, приказов или подзаконных актов местных властей, указывают практический способ улучшения правовой обстановки. Реакция общественности на каждый конкретный случай нарушения прав беженцев, как и других групп населения России, представляется необходимой и демонстрирует огромную важность создания сети общедоступных пунктов специализированных юридических консультаций. Подготовка квалифицированных юристов для работы в таких консультациях - одна из важнейших задач общества в целом и правозащитного движения в частности44.
В качестве вывода
можно сказать, что проблема миграции
требует координации деятельнос
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования проблем вынужденных переселенцев свидетельствуют о невероятных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в России, причем вне зависимости от места и региона нынешнего проживания. Большинство приехавших - люди энергичные, активные, образованные. Они почти не надеются на помощь государства и властных структур, готовы работать, строить жилье, воспитывать детей, но ситуация с оформлением своего полноправного проживания в России (регистрацией и гражданством) создает им сложности при устройстве на работу, учебу, покупке жилья, обращении в медицинские заведения и просто в обыденной жизни. Эти препятствия по большей части носят искусственный характер. Процессы регистрации и получения гражданства не отрегулированы и создают широкий простор для произвола чиновников. Охота за «нелегалами поневоле» стала доходным промыслом российской милиции.
За время, прошедшее после переезда в Россию, лишь очень немногие сумели восстановить свой прежний уровень благосостояния, однако большинство никогда его не достигнет, слишком велика пропасть между жизнью «там» и «здесь» и слишком много потеряно в одночасье. Остается только поражаться, как люди сумели не озлобиться, сохранить в себе достоинство, силу духа, любовь к России, решимость построить новую жизнь. Каждый третий мигрант свой переезд в Россию связывает с заботой о ребенке. Ради будущего детей они готовы на самопожертвование и надеются, что детям в России будет лучше и, главное, дети не испытают здесь всего того, что выпало на долю их родителей.
Распространено мнение, что наибольшие сложности в обустройстве переселенцев обусловлены необходимостью больших материальных затрат, связанных с предоставлением жилья, созданием рабочих мест и т.п. Между тем, мигранты давно уже не ждут от государства никакой помощи. Напротив, как показывает опыт, самые сложные проблемы возникают «на пустом месте», вне всякой связи с вопросом финансирования. Государство чинит препятствия переселенцам всегда, даже в случаях, когда решение вопроса зависит лишь от нехитрой бюрократической процедуры.
На основе проделанной работы, анализа и обобщения специальной литературы, российского и международного законодательства и правоприменительной практики можно сделать следующие выводы:
- правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев является самостоятельным институтом конституционного права РФ, органично входящим в состав комплексного института основ правового статуса человека и гражданина РФ;
- правовой статус беженца и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и гражданина, как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц как части одного целого;
- особенностью правового статуса беженцев является то, что они обладают тремя группами прав: права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам. Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.
- в Российской
Федерации создан и действует
достаточно эффективный
- основной
проблемой применения
- основными
тенденциями изменений
- наиболее
частыми в Тверской области
являются нарушения: невыплата
компенсаций и несоблюдение
В соответствии с изложенным, учитывая, что Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое государство, требуется произвести изменения в законодательстве по совершенствованию процессуальных норм; создать эффективный механизм миграционной политики как на уровне государства, так и на уровне его субъектов, а также общественного контроля за ней; решительно пресекать незаконные явления в данной сфере.
Ведомствам, которые сталкиваются с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев, следует оказывать им более действенную помощь: по возможности, сокращать сроки получения статуса, гражданства, помогать беженцам и переселенцам в получении необходимых документов, направляя официальные запросы, а не быть сторонним наблюдателем в обустройстве мигрантов.
Ещё одной проблемой является то, что зачастую беженцы и вынужденные переселенцы не имеют доступа к необходимой информационной базе, которая не создана в нужных объёмах и организационных форм.
На основании вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что в настоящее время в Российской Федерации крайне важно принятие новых законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Только путем коренного преобразования правового регулирования затронутых проблем возможно нормальное обеспечение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
Таким образом, задачи, поставленные во введении, были решены, необходимый материал был проанализирован, изучен и усвоен. Вопросы, связанные с понятием и конституционно-правовыми основами статуса беженцев в Российской Федерации были рассмотрены, необходимый опыт профессиональной подготовки получен. Соответственно, работа по изучению данной темы была завершена, конечная цель достигнута.
Полагаем, что для решения указанных
проблем необходимо
1) исключить из Федерального закона «О беженцах» стадию предварительного рассмотрения ходатайства, превратив процедуру рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца в одноступенчатую.
2) также целесообразно дополнить Федеральный закон «О беженцах» предложением о создании Апелляционной комиссии, в состав которой включаются специалисты миграционной службы и представители федеральных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, а также неправительственных организаций для рассмотрения заявления лиц, обжалующих отказ в регистрации ходатайства о признании беженцем, в признании лица беженцем либо предоставлении временного убежища, лишение лица статуса беженца либо предоставления временного убежища.
3) рекомендовать проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов Федеральной миграционной службы среднего и низшего звена.
4) активизировать
просветительскую работу в
5) ввести должность заместителя губернатора Тверской области по
национальным вопросам, а также аналогичную должность в администрации
города Твери.
6) создать Правительственную
комиссию по проблемам
7) разработать
и принять концепции миграционн
Но следует отметить, что работа не является исчерпывающей, существует потенциал дальнейшей разработки, так как современная политико-правовая практика России высвечивает новые актуальные аспекты проблематики статуса беженцев и вынужденных переселенцев, затрагивающие фундаментальные основы правовой теории, а также жизни общества и функционирования государственно-правовых институтов. В числе некоторых из них можно назвать: признание, утрата и лишение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев; место рекомендаций УВКБ ООН в правовой системе РФ; приемы и методы самозащиты данной категории лиц. Возможно подвергнуть анализу историко-правовые аспекты становления и развития законодательства РФ о беженцах. Представляет интерес и то, что данная тема находится на стыке конституционного и административного права, что, безусловно, дает возможность дальнейшего научного поиска.
Список литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года)// Российская газета от 25.12.1993 г. № 237.
2. Конвенция о статусе
беженце (заключена в рамках ООН 28 июля
1951 г.) // Международные договоры Российской
Федерации по вопросам миграции (часть
первая). Сборник документов. Выпуск 1.
М., 2004. С.163-188.
3. Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г. // Международные договоры Российской Федерации по вопросам миграции (часть первая). Сборник документов. Выпуск 1. М., 2004. С.188-192.
4. Соглашение стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24.09.1993г. // Международные договоры Российской Федерации по вопросам миграции. Выпуск 2. М., 2004. С.168-170.
5. Федеральный Закон «О ратификации Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22.11.1994 №40-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. №31.
3. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 №62-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. №22.
4. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3032.
5. Федеральный Закон «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" от 28.06.1997 №95-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Российская газета. 1997. №187.
6. Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. от 24.06.2008 №91-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2008. №26. Ст.3010.
7.Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание Законодательства РФ. 2003. №40.
8.Закон Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // "Ведомости СНД и ВС РФ". 25.03.1993. № 12.
9. Закон «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1 (с изм. от 23.12.2003 №186-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ 2003. Часть 1. Ст. 5038.
10. Указ Президента РФ «О внесении изменений в положение О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325» от 31.12.2003 №1545 // Собрание Законодательства РФ. 2004. №1. Ст.16.
11. Постановление Правительства РФ "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы" РФ от 10.11.1997 №1414 // Российская газета. 1997. №445.
12. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. №718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» // Российская газета. 2003. №368. С.12
13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении общего Положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами" от 30.06.1998 №679 // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3196.
14. Постановление Правительства РФ "О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" от 23.05.1998 №484 // Собрание Законодательства РФ. 1998. №22. Ст.2457.
15. Приказ ФМС России «О утверждении административного регламента федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах» от 05.12.2007 №452 //Российская газета. 2008. №88.
Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России