Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:50, доклад

Описание работы

Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.06 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Актуальность темы является описание основных направлений внешней  политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а  также причины распада которые  явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических  перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время  вызывает множество споров и суждений.

 

В середине 80-х годов руководство  СССР пришло к выводу о необходимости  покончить с пятнадцатилетним “застоем”  через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными  задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического  паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней  политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен  ХХVII съездом партии и воплощен в  планах XII пятилетки[1].

 

В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла  философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала  отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном  мире. В системе взаимосвязанных  государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений, деидеологизации международных  отношений; строгого уважения права  каждого народа на свободный выбор  своей судьбы; понимания невозможности  военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира.

 

Объект общественные отношения  которые сложились на территории России и следствием которых стал распад СССР

 

Предмет исследования является изучение периода «перестройки»  и распад СССР.

 

Цель исследования является анализ периода «перестройки» и  распад СССР.

 

Задача рассмотреть основные направления внешней политики 1985 – 1991 годов и концепции нового политического мышления, а также  важнейшие события кризиса социалистического  лагеря и распада СССР.

 

1. Основные направления  внешней политики 1985 - 1991 годы и  концепция нового политического  мышления 

 

С началом перестройки  во внешней политике СССР произошли  серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция  провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о  многообразном, но взаимозависимом  и целостном мире. В системе  взаимосвязанных государств все  глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей  перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме  международных отношений; в) деидеологизации  международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. Ухудшение  отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило  лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые  витки гонки вооружений и большие  сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной  Европы.

 

Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров  СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в  Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и  не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной  войны из жизни народов[2].

 

Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция  нового политического мышления, позволившая  завершить «холодную войну». Во-первых, эта концепция предполагала, что  поскольку ядерная война будет  катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали  служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

 

Во-вторых, высшей ценностью  новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного  количества проблем, начиная с ядерной  угрозы и кончая ухудшением состояния  экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными  усилиями ведущих стран мира, главной  целью политики становилось обеспечение  их сотрудничества.

 

В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

 

Выдвижение новой концепции  само по себе не могло обеспечить прекращения  «холодной войны». Первоначально  она была воспринята в странах  Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам  выигрыш времени для решения  внутренних проблем. Однако односторонние  шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных пе­ременах в советской политике. В 1987 — 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.

 

В заявлении М.С.Горбачева  от 15 января 1986 года, в подписанной  им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским  руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному  разрешению конфликтов, разоружению.

 

Важнейшими событиями  стали вывод советских войск  из Восточной Европы, прекращение  войны и вывод советских войск  из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько  встреч президента М.С.Горбачева с  президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о  ликвидации ракет средней и меньшей  дальности. Летом 1991 года было подписано  соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны  обменялись новыми инициативами в области  разоружения.

 

В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские  отношения. В начале 1991 года во время  войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия  это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран  мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных  действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу  лидеров семи ведущих стран был  приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское  руководство идти на большие, часто  односторонние, уступки Западу в  надежде добиться экономической  помощи и политической поддержки[3].

 

Кризис в Советском  государстве, ослабление его экономической  и военной мощи, отказ от прежних  приоритетов, таких как помощь и  поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к  политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений  с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский  Союз установил торгово-экономические  отношения со странами Совета Экономической  Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование  военная организация Варшавского  Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи. Вывод – в это период произошли  важнейшие политические изменения  которые привели к потеплению отношений между СССР и западом, а также с КНР. СССР пересматривает свои внешне политические отношения  что приводит к самому главному это  прекращение «холодной войны» и  разоружению ядерного потенциала двух сверх держав.

 

 

2. Кризис социалистического  лагеря и распад СССР

 

советский союз распад политическое мышление

 

Конец 80-х-начало 90-х годов  вместе с глубокими изменениями  в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах  Восточной Европы. За этот период там  пришли к власти демократические  правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии  начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка  сил в Европе коренным образом  изменились.

 

С ликвидацией Совета Экономической  Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и  пищевой промышленности от европейских  социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего  товарооборота СССР. Отрицательное  сальдо внешней торговли увеличилось  в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию  экономических и торговых отношений  с ними, что еще более увеличило  внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического  кризиса.

 

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации  Варшавского Договора не привели  к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического  мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с  СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

 

Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к  середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой  было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим  расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в  Москве, открыто выражали неприязнь  друг к другу. Без взаимности действовали  и государственные органы: Верховные  Советы СССР и РСФСР, правительства  СССР и России. Хотя союзное руководство  предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки были малоэффективными. Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве  проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик  и центра, которое регулировало отношения  между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью  любым способом изменить ситуацию.

 

18 августа Президент СССР  М.С.Горбачев во время своего  отпуска был изолирован на  даче в Крыму. В ночь с  18 на 19 августа был создан Государственный  комитет по чрезвычайному положению  (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев,  председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель  КГБ В.А.Крючков, зам. председателя  Совета обороны О.Д.Бакланов, министр  внутренних дел Б.К.Пуго, председатель  крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев,  президент Ассоциации государственных  предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

 

Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались  как правый, реакционный, антиконституционный  переворот, а сам ГКЧП и его  решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. 21 августа  была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство  республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР  А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые  освободили М.С.Горбачева.

 

Дальнейшие события развивались  стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался  от своих бывших сподвижников.24 августа  М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и  объявил о самороспуске партии. В  этот же день он подписал указ о ликвидации политических органов и партийных  организаций в Вооруженных Силах.

 

24 августа Совет министров  РСФСР взял на себя полномочия  кабинета министров СССР. Одновременно  Б.Н.Ельцин подписал указ о  запрете деятельности КПСС и  РКП на территории России.

 

После августовских событий  Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила  свою независимость и подчинила  себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов  СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор  о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость  Чеченская республика. В течение  сентября-октября о независимости  объявили остальные союзные республики.

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего