Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:50, доклад

Описание работы

Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.06 Кб (Скачать файл)

 

 В декабре 1991 года  в Минске встретились лидеры  России, Украины и Белоруссии, которые  заявили о прекращении действия  Союзного Договора 1922 года, о намерении  создать Содружество Независимых  государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших  союзных республик (без Грузии  и государств Прибалтики). Верховные  Советы России, Украины и Белоруссии  ратифицировали принятые главами  государств соглашения. 25 декабря  Президент СССР М.С.Горбачев подал  в отставку, сложил с себя полномочия  Верховного Главнокомандующего. Над  Большим Кремлевским дворцом  был спущен флаг СССР и водружен  флаг Российской Федерации. Советский  Союз прекратил свое существование[4]. Распад СССР происходил на  фоне общего экономического, внешнеполитического  и демографического кризиса. В  1989 году впервые официально объявлено  о начале экономического кризиса  в СССР (рост экономики сменяется  падением). В период 1989—1991 гг. доходит  до максимума главная проблема  советской экономики — хронический  товарный дефицит; из свободной  продажи исчезают практически  все основные товары, кроме хлеба.  По всей стране вводится нормированное  снабжение в форме талонов.  С 1991 года впервые зафиксирован  демографический кризис (превышение  смертности над рождаемостью). Отказ  от вмешательства во внутренние  дела других стран влечёт за  собой массовое падение просоветских  коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния. На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В. Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан». Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война. В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами. На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде. Вывод – Кризис социалистического лагеря не обратимо приводит к распаду СССР и дробление сверх державы на не зависимые государства.

 

3. Причины распада

 

В настоящее время среди  историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие: центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых  авторов, каждой многонациональной  стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и  желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику; авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование  КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с  заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно  для интеллигенции)); растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием  и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада; диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени  существования СССР), следствием которых  становилась постоянная нехватка товаров  народного потребления, растущее техническое  отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое  в условиях экстенсивной экономики  можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под  общим названием «Ускорение»  был принят в 1987 году, но экономических  возможностей выполнить его уже  не было); кризис доверия к экономической  системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров  народного потребления была выбрана  ставка на массовость, простоту и дешевизну  материалов, большинство предприятий  работали в три смены, производили  сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом; ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них; неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года); снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР; моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени; поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке; Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет. Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик. «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» , 1969).

 

Заключение

 

В результате проделанной  работы были выявлены основные события  и направления внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы.

 

Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот  вначале в сознании граждан, а  затем – в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней и внешней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в  символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы  и ее положения в мире.

 

Ключевым и наиболее решающим шагом внешней политики СССР являлась концепция нового политического  мышления, позволившая завершить  «холодную войну».

 

Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война  будет катастрофой для всего  человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание  им, перестали служить достижению разумных политических целей. Высшей ценностью  новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного  количества проблем, начиная с ядерной  угрозы и кончая ухудшением состояния  экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными  усилиями ведущих стран мира, главной  целью политики становилось обеспечение  их сотрудничества. Кроме того, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

 

Список использованной литературы

 

1.  Абалкин Л. Неиспользованный  шанс - М.: РИОР. 2003. 210 с.

 

2.  Боффа Дж. История  Советского Союза - М.: АЙРИС-ПРЕСС. 2007. 603 с.

 

3.  Валовой Д. Тайны  овального зала Кремля - М.: РИОР. 2004. 462 с.

 

4.  Мунчаев Ш.М., Устинов  В.М. Политическая история России - М.: Норма -- Инфра 2008. 576 с.

 

5.  Тимофеев Т.Т. Перестройка  и современный мир - М.: ОНИКС  2006. 736 с.

 

 

[1] Мунчаев Ш.М., Устинов  В.М. Политическая история России - М.: Норма-Инфра, 2008. С.10

 

[2] Абалкин Л. Неиспользованный  шанс - М.: РИОР. 2003. С. 156

 

[3] Тимофеев Т.Т. Перестройка  и современный мир - М.: Оникс. 2006. С. 33

 

[4] Валовой Д. Тайны овального  зала Кремля - М.: РИОР 2002. С. 124

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение   3

 

Распад СССР  4

 

Заключение   21

 

Введение 

 

На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже  ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому  периоду в российской истории  несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории  нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые  у нас возникают сейчас.

 

Говоря о СССР, можно  сказать, что это был весьма сложный  и непонятный период в истории  нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования и распада союзного государства можно выделить множество. 

 

В данной работе моей целью  не является подробнейшее освещение  абсолютно всех явлений и процессов, происходивших в стране в тот  период. Как вы понимаете, это невозможно осуществить в рамках реферата. Поэтому  я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, событиях и результатах.

 

Что же касается источников, в качестве таковых я использую  периодическую литературу того времени, а именно газету «Аргументы и Факты», некоторые журналы - международный  ежегодник «Политика и экономика», «Деловые люди» и др. Последним  двум источникам я доверяю несколько  больше, чем газетам, так как это  серьезные издания.

 

Кроме того, в моем распоряжении были хрестоматийные источники –  «История Советского государства Н. Верта» и «История Отечества» (школьный учебник) Но эти источники не могут  быть использованы как основные по той причине, что отражают определенную идеологическую позицию, а нам важны  комментарии, лишенные этого недостатка. Именно поэтому я предпочитаю  опираться в основном на журналы.

 

Итак, я приступаю к  рассмотрению данной темы.

 

Распад СССР

 

Криминализация общества и очевидная тупиковость «реформ", приведших к варварской капита­листической приватизации и всеобщему ограблению народа, побуждают многих россиян  задуматься об истоках и причинах нынешнего положения. Иногда можно  встретить утверждения, будто, а  СССР был системный кризис социализма и его крушение было неизбежным. В действительности наблюдался кризис определенного этапа развития социализма, ибо подобно капитализму социализм  также проходит через разные стадии развития. Но, как справедливо отметил  в книге «Катастройка» известный  социолог А. Зиновьев, никаких изменений  государственной и социально-экономической  системы  не нужно было делать, за исключением системы управления и планирования экономики.

 

В середине 80-х годов СССР был могучей индустриальной державой, занимавшей 2-е место в мире по валовому объему промышленной продукции. Особенно заметными были успехи в  аэрокосмической промышленности, топливно-энергетическом комплексе, атомном машиностроении, военно-промышленном комплексе и  химии (исключая фармацевтическую промышленность, которую мы построили в дружественных  странах СЭВ).

 

Отечественная легкая промышленность и сельское хозяйство в основном обеспечивали население товарами широкого потребления и продуктами питания. Советский Союз был обществом  передовой науки и образования, страной гражданского и национального  мира, политической стабильности, уверенности  людей в завтрашнем дне.

 

Однако гигантская индустриальная база в нашей стране создавалась  при неадекватной коммуникационной инфраструктуре и отсталой сфере  обслуживания. Качество некоторых товаров  оставляло желать лучшего. Богатейшие природные ресурсы использовались недостаточно рационально. Экономический  рост достигался преимущественно экстенсивными  методами.

 

В Советском Союзе, вступившем на постиндустриальный этап развития, более полутора десятков лет после  экономической "реформы Косыгина» 1965 г. не менялась система хозяйственного управления. Между тем после исключительно  высоких показателей 50-х и 60-х  годов, когда ежегодный экономический  рост составлял 9—10%, со второй половины 70-х годов произошло заметное снижение его темпов. Виноват в  этом был не социализм, а методы планирования и политическое руководство.

 

Снижение темпов экономического роста наблюдалось и в странах  Запада после мирового кризиса 1974—1975 гг., вызванного увеличением цен  на нефть в 4 раза. Однако, столкнувшись с энергетическим и сырьевым кризисом по вышеназванной причине, Запад  стал форсировать развитие энерго и  ресурсосберегающей техники и технологии. Почти все промышленно развитые страны сделали заметный технологический  рывок. В главных капиталистических  государствах на наукоемкие отрасли  приходилось во второй половине 80-х  годов от 30 до 40% всей стоимости обрабатывающей промышленности, причем их удельный вес  все время повышался[1]. Советский  Союз, получив выигрыш от роста  цен на нефть, стал проигрывать в  экономическом и технологическом  соревновании с Западом.

 

Средний показатель производительности труда в промышленности стран  — членов СЭВ в 1986 г. составлял 52% (в СССР — 58%) к уровню развитых капиталистических  стран, а в сельском хозяйстве  — 15% (в СССР — 20%)[2]. Лидировавшая среди  стран СЭВ по валовому продукту на душу населения ГДР занимала в  мире в 1987 г. 17-е место по этому  показателю, Чехословакия —. 25-е, СССР — 30-е место, а другие социалистические страны находились еще ниже.

 

Экономическая реформа 1965 г., которая ввела хозрасчет (или  показстель прибыли)' вначале стимулировала  экономический рост, но затем зашла  в тупик, ибо учет рентабельности по валу в конце концов привел' к  затратной модели экономики, пренебрегающей ресурсосбережением.

 

В социалистическом народном хозяйств учет прибыли необходим  лишь как один и показателей правильной, научной организации труда и  для соответствующего поощрения  работников. Но сводить весь механизм социалистической экономики только к этому показателю как главной  цели нельзя. Кстати, в капиталистических  корпорациях-гигантах прибыль учитывается  лишь в совокупном масштабе, а отдельные  подразделения (например, научно-исследовательские  лаборатории), как правило, все­гда   являются   убыточными   (НИОКР  окупаются в среднем лишь на одну четвертую часть).

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего