Проблемы юридического состава правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Объект исследования дипломной работы: оценочные признаки юридического состава правонарушения.

Содержание работы

Реферат ……………….………………………..…………………………………………...3
Введе-ние…………………………………………………….…..…………………………..4
1. Понятие и сущность правонарушения, его основные призна-ки……...………….....7
1.1.Понятие и сущность правонаруше-ния…………………………………..…………....7
1.2.Анализ признаков правонаруше-ния….…………………………..………………….10
1.3.Виды правонаруше-ний…………………………………………….………………....15
2. Юридический состав правонаруше-ний……………………………………..............21
2.1.Понятие объекта и объективной стороны правонаруше-ния…………….………....21
2.2.Характеристика субъекта правонаруше-ния…………………………….…………...33
2.3.Анализ субъективной стороны правонаруше-ния……………………….…………..38
Заключе-ние……………………………………….………………..………….….………..47
Список использованных источни-ков…………………………………….....…………....50

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Организованная  преступность, например, давно уже  вышла за рамки законодательной регламентации в Уголовном кодексе Республики Беларусь института соучастия. Она связана с функционированием особого рода криминальных структур - управляемых преступных сообществ (организаций). В связи с этим, в Уголовном кодексе Республики Беларусь закреплена норма о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли [6].

Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее им, будет прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо этого, организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ответственность также за совершенные организованной группой или преступным сообществом конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участием таком сообществе.

В связи с ростом специального рецидива, специализации и профессионализации преступной деятельности весьма целесообразно включение в статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь такого квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака, как совершение ранее тождественного или однородного криминального деяния. 

Общественная  опасность или общественная вредность  правонарушения находит свое выражение в их объективной стороне, уже в самом конкретном содержании предусмотренного законом акта поведения.

Посягнуть на ту или иную общественную ценность — это всегда означает нести в той или иной форме и мере ущерб объекту. Ущерб, причиненный объекту посягательства, каковы бы ни были формы и объем этого ущерба, и является последствием, образующим необходимый элемент каждого состава правонарушения.

В уголовном  праве существует несколько точек  зрения по вопросу о делении правонарушений на «материальные» и «формальные». Мнение одних авторов базируется на том, что общественно вредные последствия являются обязательным элементом объективной стороны только гражданских правонарушений, а для преступлений, административных и дисциплинарных проступков вредное последствие не обязательно. Поэтому, возможно деление преступлений, административных и дисциплинарных проступков на «материальные», которые считаются законченными только при наличии результата, и «формальные», для которых наступление вредного результата необязательно.

Думается, что данная позиция недостаточно убедительная. Более правы авторы другой точки зрения, считающие, что правонарушений без последствий не бывает. Разделение составов на «материальные» и «формальные» чисто процессуальное. Если бы было иначе, то пришлось бы признать, что существуют правонарушения, не вредные для общества. Если есть вред, то обязательно есть и причинная связь между общественным вредом и противоправным действием или бездействием. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину правонарушителю. Вредные последствия должны быть прямыми последствиями действия правонарушителей, а не их отдаленным результатом. При этом непосредственный вред может быть не только материальным. Правонарушение может не только причинить непосредственный вред, но и создавать угрозу причинения такого вреда. Поэтому и в одном, ив другом случае оно вредно, т.к. посягает на общественные отношения и правопорядок.


Для квалификации того или  иного противоправного поведения  как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь между деянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину данному лицу. 

Но не всякая прямая причинная связь между  действием (бездействием) и наступившим вредом имеет юридическое значение, образует элемент объективной стороны правонарушения. Характеризуя объективную сторону правонарушений, современный закон совершенно определенно включает в нее предвидение нарушителем последствий своих действий или непредвидение их при обязанности и возможности предвидеть (может быть необходимый и случайный характер причинной связи). Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен сознавать его общественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредных последствий. Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.

Правоприменитель, вынося решение по делу, должен установить характер всех этих связей, всесторонне анализируя фактические обстоятельства правонарушения. Иногда эта деятельность представляет довольно сложную проблему.

Объективную сторону  образуют все те составные части  противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны, с точки зрения его объективного проявления. Объективная сторона включает в себя само противоправное деяние, причиненный им вред и необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом.

Факультативными элементами являются место, время, способ, обстановка совершения правонарушения, а также орудия правонарушения.

Деяние - это акт человеческого  поведения, выраженный в активном действии или пассивном бездействии. Для  ряда составов характерно то, что достаточно совершения противоправного деяния, даже в случае, если оно не повлекло вредных последствий. Например, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения, превышение водителем установленной скорости движения, нарушение правил охраны труда. В таких случаях речь о причиненном вреде и причинной связи между ним и противоправным деянием не ведется. Например, большинство административных правонарушений содержит лишь возможность наступления вредных последствий, так как многие административные проступки являются нарушениями различных общеобязательных правил (санитарных, противопожарных, ветеринарных и других), установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий.  Поэтому нарушение или несоблюдение этих правил влечет административную ответственность даже тогда, когда нет конкретных вредных последствий, так как любой административный проступок вредоносен в том смысле, что он нарушает правопорядок, посягает на интересы граждан.  Если же правонарушение повлекло последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по признакам другого правонарушения, за которое предусмотрена более строгая ответственность.

Противоправное действие может выражаться в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, либо в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или осуществляется с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия).

 

2.2 Характеристика субъекта правонарушения

 

Введение законом признаков  в состав правонарушения для характеристики субъекта правонарушения имеет конкретную цель: законодатель при помощи этих признаков сужает круг лиц, могущих нести ответственность за определенные правонарушения или определенную группу правонарушений, тем самым утверждая положение, что не всякое физическое вменяемое лицо может быть субъектом данного вида, данного рода правонарушений. Эта ограничительная тенденция проявляется в законе в двух направлениях - законодатель предусматривает составы с конкретным кругом субъектов и составы со специальным кругом субъектов.

В составах со специальными субъектами круг ответственных  лиц очерчен широко - сюда относятся должностные преступления, субъектом которых являются должностные лица, и воинские преступления, субъектом которых являются военнослужащие, военнообязанные и приравниваемые к ним лица.

В составах с конкретным кругом субъектов круг ответственных  лиц значительно сужен: здесь закон имеет в виду не вообще «должностных лиц», а лиц, выполняющих специальные обязанности. Следует заметить, что если наличие такого элемента состава правонарушения, как субъект, не будет доказано, то нет состава соответствующего правонарушения.

Субъектом правонарушения является человек. Даже если противоправное деяние совершается организацией, мы должны подразумевать, что данное деяние совершается человеком, работающим в этой организации. Другими словами, организация есть коллективный субъект правонарушения, и сама по себе не может совершать какие-либо действия (бездействия), их могут совершать только люди. А в правонарушениях нет единства взглядов на коллективный субъект правонарушения. В науке гражданского права признается, что субъектом гражданского права и правовой ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, т.е. гражданское право, признает коллективный субъект правонарушения. Однако науки уголовного и административного права признают субъектом уголовных и административных правонарушений только физических лиц. Но в то же время и не каждый человек может быть субъектом правонарушения, т.к. для того, чтобы быть субъектом правонарушения, нужны определенные условия.

К таким условиям относятся:

- во-первых, лицо должно обладать деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные им деяния;

- во-вторых, лицо должно достигнуть определенного возраста, т.е. возраста, с которого он может нести ответственность;

- в-третьих, лицо должно быть вменяемым, обладающим нормальной психикой.

Лицо, совершающее противоправное деяние, становится субъектом правонарушения при условии его способности правильно понимать социальный смысл его поступка, если он способен избрать социально безвредный вариант личного поведения [30, с. 100].

Законодатель  с учетом психологических возможностей человека, уровня его сознания, воли и степени общественной опасности  правонарушения и правонарушителя устанавливает определенные возрастные границы деликтной правосубъектности. Установленные белорусским законодательством возрастные границы социальной зрелости правонарушителя достаточно условны и находятся в пределах от 14 до 18лет.

В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет.

Совершение  в последнее время несовершеннолетними в возрасте до 14 лет умышленных убийств, тяжких телесных повреждений в отношении малолетних, учительниц средней школы заставляет подумать о целесообразности снижения возраста уголовной ответственности за совершение тяжких насильственных преступлений до 12 лет. Решение этого вопроса возможно только законодательным путем.

Несмотря на то, что  по общему правилу уголовная ответственность  наступает по достижении 16 лет, субъектами отдельных преступлений (воинские, должностные, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и др.) могут быть только лица старшего возраста.

Законодательство Республики Беларусь не только устанавливает достаточно высокий возраст, по достижении которого может наступать уголовная ответственность, но и определяет ряд особенностей применения уголовной ответственности к несовершеннолетним, отражающих применение принципа гуманизма.

В статье 28 Уголовного Кодекса Республики Беларусь указано о том, что не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, который вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими [6].

Такое гуманистическое  положение в первую очередь касается умственно отсталых подростков, интеллектуальное развитие которых не соответствует их возрасту.

Субъектами  административных правонарушений выступают граждане или должностные лица. Ими могут быть лица вменяемые, способные нести административную ответственность за совершенный проступок. Субъектом административного правонарушения может быть лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста [29, c. 86].

Субъект трудового  правонарушения является центральным элементом состава дисциплинарного проступка. К нему предъявляется обязательное требование: он должен выполнять определенную трудовую функцию, т.е. должен состоять в трудовых отношениях с конкретным предприятием или учреждением. Таким образом, субъект дисциплинарного проступка — не любой гражданин, а рабочий или служащий. Чтобы состоять в трудовых отношениях с конкретным предприятием, гражданин должен заключить с ним трудовой договор или контракт, если соответствует некоторым требованиям, а именно, имеет определенные возраст, состояние здоровья, образование и квалификацию, возможно, пол [28, c. 74].

Если лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение, соответствует этим требованиям, то оно признается субъектом дисциплинарного проступка.

Информация о работе Проблемы юридического состава правонарушений