Участие психолога в процессе
адаптации носит консультативный характер.
- Приказом директора колледжа, изданным
на основании служебной записки, подготовленной
непосредственным руководителем адаптанта,
за каждым новым сотрудником закрепляется
наставник из числа наиболее опытных и
квалифицированных работников подразделения
(службы). Линейный руководитель определяет
перечень знаний, умений и навыков, которыми
должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
- Участники процесса адаптации руководствуются
в своей деятельности нормативными документами,
регламентирующими деятельность колледжа,
настоящим Положением, Положением о наставничестве,
Программой адаптации, должностной инструкцией
и др.
- Методическое обеспечение адаптации
осуществляется за счет средств колледжа.
Оплата труда организаторам адаптации
новых сотрудников производится в виде
надбавок за составление программ адаптации,
разработку методических материалов,
обучение и наставничество. Размер надбавок
устанавливается Положением об оплате
труда.
- По итогам адаптации непосредственный
руководитель нового сотрудника проводит
собеседование и анализирует отчеты наставника
и адаптанта, после чего принимает решение
о снятии наставничества и включении сотрудника
в текущие программы. Итоговый отчет передается
инспектору по кадрам и хранится в личном
деле сотрудника.
- Права и обязанности участников адаптации
4.1 Инспектор
по кадрам, непосредственный руководитель
адаптанта, (далее по тексту Руководители
адаптации) имеют право:
- запрашивать у наставника и адаптанта
необходимые документы и информацию для
оценки результатов и коррекции их деятельности
в пределах своей компетенции;
- проводить собеседования с наставником,
психологом и адаптантом, анкетирование
новых сотрудников с целью получения обратной
связи;
- проводить диагностику качества профессиональной
деятельности вновь принятых сотрудников;
- контролировать процесс адаптации с
целью выявления проблемных областей
в пределах своей компетенции;
- вносить изменения в Программу адаптации;
- решать вопрос о замене наставника в
части подготовки служебной записки вышестоящему
руководству.
- Руководители адаптации обязаны:
- владеть нормативно-правовой базой адаптации,
строго соблюдать требования настоящего
Положения и других нормативных документов;
- владеть технологией адаптации, формами
и методами получения и анализа информации;
- обеспечивать системность, гибкость,
открытость процесса адаптации;
- контролировать соблюдение сроков адаптации
и анализировать причины отклонений;
- соблюдать профессиональную этику и
доброжелательное отношение ко всем участникам
процесса.
- Наставник и психолог (далее по тексту
Организаторы адаптации) имеют право:
- запрашивать у адаптанта информацию
о выполнении заданий в пределах своей
компетенции;
- осуществлять контроль и коррекцию деятельности
адаптанта;
- вносить предложения по совершенствованию
процесса адаптации;
- участвовать в разработке адаптационных
мероприятий.
- Организаторы адаптации обязаны:
- выполнять план обучения и программу
адаптации;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
- качественно исполнять возложенные функции
адаптации нового работника;
- обеспечивать необходимый уровень профессиональной
деятельности, закрепленного сотрудника.
- не наносить ущерба своей основной профессиональной
деятельности.
- Адаптант имеет право:
- участвовать в обсуждении и решении вопросов
организации адаптации;
- получать всю необходимую информацию
о деятельности колледжа и особенностях
своей профессиональной деятельности;
- получать своевременную квалифицированную
помощь Руководителей и Организаторов
адаптации в различных видах профессиональной
деятельности;
- ходатайствовать о замене наставника
в случае неисполнения последним своих
обязанностей.
- Адаптант обязан:
- выполнять план обучения и Программу
адаптации согласно установленным срокам;
- соблюдать нормы профессиональной этики
и правила внутреннего распорядка;
- качественно исполнять обязанности,
изложенные в должностной инструкции
и других нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль адаптации
Контроль процесса адаптации осуществляется
заместителями директора колледжа (руководителями
служб) и линейными руководителями (п.3.3
настоящего Положения) в соответствии
с планом внутреннего контроля, утвержденным
директором колледжа.
Приложение 2
Положение о наставничестве
в государственном образовательном учреждении
среднего профессионального образования
«Омский художественно-промышленный колледж»
- Общие положения
Настоящее Положение разработано
с целью регулирования отношений
между новым сотрудником и квалифицированным
специалистом по передаче профессиональных
знаний, умений и навыков.
Наставничество – профессиональное
обучение нового сотрудника (назначенного
на новую должность) на рабочем
месте путем его закрепления
за квалифицированным специалистом
(наставником) с целью овладения знаниями,
умениями и навыками, необходимыми для
выполнения поставленных организационных
задач.
Наставничество является важным
элементом системы адаптации
персонала колледжа и предназначено
формировать у новых сотрудников совокупность
знаний о колледже, умений и навыков профессиональных
и социальных действий, направленных на
достижение поставленных целей.
В процессе наставничества участвуют:
- линейный руководитель – непосредственный
руководитель наставника и адаптанта
(далее по тексту обучаемого);
- наставник - квалифицированный сотрудник,
имеющий достаточный опыт работы в конкретной
должности (специальности);
- обучаемый – сотрудник, впервые приступивший
или осваивающий особенности новой для
него профессиональной деятельности;
- психолог – сотрудник колледжа, владеющий
примами создания комфортного микроклимата
и методами разрешения конфликтных ситуаций.
Настоящее Положение распространяется
на всех сотрудников ГОУ СПО «ОХПК».
- Цель и задачи наставничества
Целью
наставничества является профессиональное
становление сотрудника в новых для него
условиях, способствующее успешной деятельности
соответствующего подразделения (службы)
и колледжа в целом.
Задачи
наставничества:
- помощь в планировании и сопровождение
профессиональной деятельности обучаемого;
- оценка уровня овладения обучаемым специфическими
знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для выполнения должностных обязанностей;
- обеспечение взаимосвязи и преемственности
профессиональной деятельности разных
поколений сотрудников.
- Организация наставничества
3.1 Основанием для закрепления
наставника является приказ директора
колледжа, изданный на основании
служебной записки, подготовленной
непосредственным руководителем обучаемого:
- заместитель
директора по научно-методической работе
– для руководящих работников;
- заведующие
отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного
персонала учебной части;
- старший
мастер- для мастеров производственного
обучения и учебно
вспомогательного персонала учебно
- производственной службы;
- комендант
общежития - для работников общежития;
- инспектор
по кадрам – для других работников.
- Период наставничества для руководящих
и инженерно-педагогических работников
составляет один год; для всех остальных
категорий сотрудников – от одного до
трех месяцев.
- Наставником может быть сотрудник, имеющий
высокий уровень теоретических и практических
знаний умений и навыков (как правило,
подтвержденных высшей либо первой квалификационной
категорией) и стаж работы по данной специальности
(в данной должности) не менее пяти лет.
За наставником может быть закреплено
не более четырех новых сотрудников одновременно.
- На период наставничества линейным руководителем
определяется перечень знаний, умений
и навыков, которыми должен овладеть обучаемый
с помощью наставника, продолжительность
обучения и план работы с новым сотрудником.
- Участники процесса наставничества руководствуются
в своей деятельности нормативными документами,
регламентирующими деятельность колледжа,
настоящим Положением, Положением об адаптации,
Программой адаптации; должностной инструкцией
и др.
- Источником финансирования оплаты наставничества
является фонд оплаты труда. Оплата производится
в виде надбавок за обучение и наставничество.
Размер надбавок устанавливается Положением
об оплате труда.
- В процессе обучения наставник может
быть заменен в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу обучаемого
или наставника;
- неисполнения наставником своих обязанностей;
- привлечения наставника к дисциплинарной
ответственности.
- Права и обязанности участников процесса
наставничества
4.1 Наставник имеет право:
- запрашивать у адаптанта сведения
о выполнении заданий в пределах своей
компетенции;
- привлекать работников методической
службы для оказания соответствующей
помощи;
- осуществлять контроль и коррекцию деятельности
адаптанта;
- вносить предложения по совершенствованию
процесса наставничества, программ, форм
и методов адаптации;
- участвовать в разработке адаптационных
мероприятий.
4.2 Наставник
несет ответственность:
- за выполнение плана обучения и Программы
адаптации;
- за соблюдение норм профессиональной
этики;
- за качественное исполнение возложенных
на него функций обучения нового работника;
- за обеспечение необходимого уровня
профессиональной деятельности, закрепленного
за ним сотрудника.
4.3 Обучаемый
имеет право:
- участвовать в обсуждении и решении вопросов
организации обучения через наставничество;
- получать всю необходимую информацию
об особенностях профессиональной деятельности;
- получать своевременную квалифицированную
помощь наставника в различных видах
профессиональной деятельности;
- ходатайствовать о замене наставника
в случае неисполнения последним своих
обязанностей.
4.4 Обучаемый
несет ответственность:
- за выполнение плана обучения и Программы
адаптации согласно установленным срокам;
- за соблюдение норм профессиональной
этики и правил внутреннего распорядка;
- за качественное выполнение обязанностей,
изложенных в должностной инструкции
и других нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль процесса наставничества
Контроль процесса наставничества осуществляется
заместителями директора колледжа (руководителями
служб) и линейными руководителями, указанными
в п.3.1 настоящего Положения. Указанные
лица имеют право продлить (не более 6 месяцев)
или сократить срок обучения, внести изменения
в его программу и заменить наставника.
Основной формой контроля является
проведение руководством «круглых столов»
с участием наставников и обучаемых.
Приложение 3
Программа адаптации
преподавателя государственного образовательного
учреждения среднего профессионального
образования
«Омский художественно-промышленный колледж»
Программа адаптации новых сотрудников
предназначена для введения единой
процедуры адаптации во всех
подразделениях (службах) колледжа. Программа
адаптации направлена на обеспечение
более быстрого приспособления
вновь принятых работников к содержанию,
условиям, режиму труда, социальной среде
колледжа и того подразделения (службы),
где они работают.