Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью

Файлы: 1 файл

готовые все.docx

— 177.95 Кб (Скачать файл)

2.Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. Объектами государственного управлениямогут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой—либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов. Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них – те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

 

3.Исполнительная  власть: понятие и основные черты

Исполнительная  власть - это управленческая власть, осуществляемая на основании и во исполнение российских законов. Это административная деятельность, непрерывная и постоянная, деятельность фактически по управлению делами государства. Под “администрацией” понимаются лица (органы), наделенные необходимой властью по руководству и управлению различными объектами. Государственная управленческая деятельность осуществляется исключительно на правовой (конституционной) основе, от имени государства и его граждан. Она носит исполнительно-распорядительный характер: с одной стороны - исполнение законов, с другой - использование в необходимых ситуациях распорядительства либо путем реального применения установленных законами принудительных мер и средств (штрафов и т. п.), либо под угрозой их применения. Такой способ осуществления управленческих полномочий носит название метод власти и подчинения. Он характерен для государственного управления, так как оно носит односторонний характер, но не является единственным. Наряду с ним используются правовые экономические способы стимулирования к исполнению законов.Основные черты государственного управления:1)Государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность.

2)Государственное управление  носит ярко выраженный организационный характер (организуются отношения между людьми и коллективами, ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельность людей). 3)Это практически организующая деятельность. (разработка органами государственного управления программ управления). 4)Государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. 5)Государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. (Осуществляется применительно к важным сферам жизни общества.) 6)Государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. 7)Оно носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер - властность, присущая управлению вообще, оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами, с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности.8)Подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в МинЮсте. 8)Экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве "работает" лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческий аппарат СССР, финансовые запросы наших чиновников ограничиваются лишь их притязаниями. 9)Динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительной власти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная черта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме.

 

 

 

 

 

 

4 .Предмет  административного права

Понятие административного  права употребляется в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина.Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами.Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом.Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса. Классификация административных отношений:В зависимости от субъектов административных отношений:Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами1Различными органами неподчинёнными друг другу. Отношения между государственными и негосударственными органами. Органами государственного управления и гражданамиВ зависимости от характера отношений:Отношения связанные с непосредственным управлением. Отношения не связанные с непосредственным управлением.По областям деятельности: В сфере управления народным хозяйством. В сфере социально-культурного строительства. В сфере административно-политического строительства. .Административно-правовой метод регулированияМеханизм показывает всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. Элементы механизма административно-правового регулирования:Нормы административного права. Административные правоотношения. Акты применения права.Правосознание и правовая культура имеют общее значение в механизме правового регулирования. Однако механизму административно-правового регулирования присущи некоторые особенности:Механизм административно-правового регулирования содержит только административно-правовые средства (нормы, отношения). Механизм административно-правового регулирования представляет совокупность административно-правовых средств, при помощи которых оказывается воздействие на отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в государстве.

 

6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО  В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя  отношения, связанные с управлением  общественными процессами;

– нормы административного права  обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан  и т. д.;

– составляет основу правового регулирования  разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права  лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции  и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права  на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру  органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения  граждан, должностных лиц, организаций  и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права  предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения  к ответственности, порядок обжалования  решений и т. д. Методом административно-правового  регулирования является совокупность средств и способов воздействия  на управленческие отношения, на поведение  их участников.

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;2) метод  рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся  в подчинении друг у друга, но при  этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому  статусу;4) метод равенства – в  некоторых источниках называется как  подвид метода согласования;5) метод  дозволения –юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

10 .Понятие,  основные черты, виды административно-правовых  отношений

Определение: АПО – это общ-ое отн-ие, сложившееся в сфере ГУ, регулируемое нормами АП. Особенности АПО: 1) Это отн-ия, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение». Для АПО характерно отсутствие юр-ого равенства сторон. 2) Непременным участником АПО является орган исп.власти или его официальный представитель. Структура АПО: 1) Субъекты (участники) АПО. Субъекты АПО делятся на 2 группы – индивидуальные (физ. лица: гр-не РФ, ин-ые гр-не и лица без гр-ва) и коллективные ( органы исп. власти, предприятия и учреждения, партии и объединения). 2) Объекты АПО. Существует 2 точки зрения: а) Объекты - это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в ПО (управляемых). б) Объект – это то, по поводу чего складывается ПО. При этом приходится различать несколько видов объектов: - материальные и нематериальные блага, гласный адм-ый надзор. 3) Правомочия и юр-ие обяз-и участников ПО.

 

 

5  Система  административного права

Система административного  права – внутреннее строение административного  права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных  правовых институтов и норм.

Признаки системы административного  права:

  • обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
  • представляет собой объективное правовое явление;
  • характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
  • включает определенные элементы;
  • изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Институты административного  права:

  • принципов государственного управления;
  • административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • государственной и муниципальной службы;
  • административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • административно-правовых режимов;
  • форм государственного управления;
  • методов государственного управления;
  • административной ответственности;
  • административного процесса;
  • обеспечения законности в государственном управлении;
  • административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);
  • административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
  • Источники АП.
  • Источники АП – юридические акты различных государственных органов, в кот. сод-ся адм.-прав. нормы. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих адм.-прав. нормы, источники АП можно разделить на след. группы:
  • Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.
  • Законы РФ:
  • а) Конст. РФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;
  • б) акты Федерального Собрания РФ:
  • фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист. органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ. организаций;
  • фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные стороны общ. и хоз. жизни;
  • акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).
  • Подзаконные федеральные акты:
  • а) указы, распоряжения Президента РФ;
  • б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;
  • в) норм. акты министерств и других центр. органов;
  • г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
  • Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.
  • Законы субъектов РФ:
  • а) конституции, уставы субъектов РФ;
  • б) законы субъектов РФ;
  • Подзаконные акты субъектов РФ:
  • а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);
  • б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;
  • в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;
  • г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов РФ.
  • Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной администрации, кот. действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
  • Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.
  • Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.
  • 8. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
  • Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
  • Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
  • представляет собой совокупность юридических средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
  • обеспечивается принудительной силой государства.
  • Элементы механизма административно-правового регулирования:
  • принципы административного права;
  • административно-правовые нормы;
  • акты официального толкования административно-правовых норм;
  • акты применения административно-правовых норм;
  • административно-правовые отношения.

 

7.  Развитие науки административного  права в России

Эта наука сравнительно молодая. В ее развитии на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).

В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации  появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через  сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она  в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности).

В последние предреволюционные  годы ученые много внимания уделяли  реализации и защите прав подданных  Российской империи. Работы И.Е. Андреевского, Н.Н. Белявского, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.Н. Лешкова, И.Т. Тарасова были широко известны в дореволюционной России, немало полезного в них найдет и современный читатель.

После революции 1917 года в  условиях диктатуры пролетариата, руководящей  роли коммунистической партии науку  административного права дважды, в 1918–1921 и 1929–1938 годах, «закрывали» (прекращали исследования и преподавание). Она  была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Затем ее судьбу разделили  генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для «репрессированных» отраслей знаний, – они основывались на достижениях ученых западных стран, а потому не соответствовали взглядам руководства КПСС, узурпировавшего  государственную власть в стране.

В первые годы Советской власти появились работы А.И. Елистратова, И.Н. Ананова, М.Д. Загряцкова, В.Л. Кобалевского и ряда других административистов, которые пытались объяснить советскую действительность с позиций административно-правовой доктрины.

Репрессии и война задержали  развитие советской науки административного  права. Но в конце первой половины ХХ века начался быстрый рост административно-правовых исследований и публикаций. Работы И.И. Евтихиева, С.С. Студеникина, Г.И. Петрова, Ц.А. Ямпольской и других советских административистов второго поколения заложили основы науки советского административного права.

В 60—80-х годах вопросы  сущности, предмета административного  права, административно-правовых норм и отношений плодотворно разрабатывали  Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, А.П. Шергин, Л.Л. Попов, В.А. Юсупов, И.И. Веремеенко и другие представители третьего поколения советских административистов. Проблемам государственного управления, органов и актов государственного управления посвятили свои труды Б.М. Лазарев, Р.Ф. Васильев, В.Г. Вишняков, В.С. Пронина, М.И. Пискотин, Ю.А. Тихомиров, А.П. Алехин, И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева и др. Многие аспекты государственной службы глубоко освещены в работах В.М. Манохина, Ю.В. Розенбаума. Монографии А.Е. Лунева, В.И. Ремнева, Е.В. Додина, Н.Г. Салищевой, М.И. Еропкина, О.М. Якубы стали первыми в ряду работ по административной ответственности, обеспечению законности в деятельности государственного аппарата административной деликтологии. Большой вклад в развитие теории административного процесса внесли Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, И.А. Галаган, В.А. Лория.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"