Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью

Файлы: 1 файл

готовые все.docx

— 177.95 Кб (Скачать файл)

Явный недостаток в исследовании административно-правового статуса  граждан в какой-то мере был устранен после опубликования трудов В.И. Новоселова. Очень полезными для  науки административного права  стали работы Г.А. Дороховой, М.С. Студеникиной, И.М. Чемакина и других административистов, в которых рассматриваются вопросы государственного управления отдельными сферами общественной жизни.

Итоги развития советской  науки административного права  в определенной степени были подведены  в опубликованном в конце 70-х –  начале 80-х годов шеститомнике «Советское административное право», а также принятием в 1984 г. первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Советский этап развития науки  административного права нельзя оценить однозначно. С одной стороны, она была проводником марксистско-ленинской  идеологии, коммунистических догм. В  ней обосновывались идеи руководящей  роли коммунистической партии, необходимости  всестороннего государственного руководства  всеми сферами общественной жизни, приоритета общественного над личным. С другой – усилиями целой плеяды советских административистов были разработаны многие аспекты организации и функционирования аппарата государственной администрации, механизма административно-правового регулирования. Были заложены основы теории административного процесса, административных актов, административной юстиции. А научные положения об административном принуждении, административной ответственности оправдали себя в практике правотворчества и правоприменения, они в основном соответствуют современной юридической науке.

Третий этап развития науки  административного права начался  в 1985 году. Распад СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции РФ 1993 г., становление  России на путь федерализма, повлекшие  за собой политические и экономические  реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью и  многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку  о государственной администрации.

В регулировании административно-правовых отношений на первый план стали выступать  законы. Изменился подход к государственной  службе. Роль государственной администрации, административного права стала  иной в связи с появлением частных  организаций (1), уменьшением вмешательства  государственных органов в деятельность государственных предприятий, учреждений (2), с возникновением муниципальных  образований, муниципальной собственности  муниципальных организаций (3).

На данном этапе развития теории административного права  в книгах, статьях, учебниках, диссертациях разрабатываются новые проблемы административно-правового регулирования, административного процесса и др. В это время были опубликованы монографии «Исполнительная власть в Российской Федерации (проблемы развития)» (подготовлена коллективом авторов), «Служебное право» Ю.Н. Старилова, «Служба и служащие в Российской Федерации» В.М. Манохина, «Полицейское право» К.С. Бельского, работы Н.Ю. Хаманевой и др. Большое число вновь изданных работ (Ю.П. Соловья, А.П. Шергина, И.Ш. Килясханова, В.Е. Севрюгина, Б.В. Россинского и др. авторов) посвящено проблемам административного принуждения, деятельности органов внутренних дел. Одновременно делаются попытки по-новому решить старые вопросы о предмете административного права, государственном регулировании экономики, защите прав граждан от неправомерных действий государственной администрации.

Новые реалии обязывают ученых рассматривать соотношение понятий  «государственное управление» и  «административная (исполнительная) власть», разные аспекты взаимоотношений  федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственной  администрации с муниципальной. После принятия федеральных законов «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О беженцах», «О статусе военнослужащих» административисты просто не вправе проходить мимо этих и многих других аспектов административного права.

В начале третьего тысячелетия  можно ожидать бурного развития административно-правовой теории. Этот оптимизм основан на следующих реалиях.

Во-первых, в XIX и ХХ веках  создан значительный задел в теории административного права, который  следует плодотворно использовать.

Во-вторых, активизировались отношения с зарубежными административистами, достижения которых могут быть использованы в исследованиях российских административно-правовых реалий.

В-третьих, представители  наук общей теории права, конституционного, гражданского и других отраслей юридической  науки разработали многие важные для административно-правовой теории вопросы.

В-четвертых, исследователи  могут использовать новые технические  возможности для сбора и обработки  информации.

В-пятых, деятельность государственной  администрации стала более открытой: в средствах массовой информации, на пресс-конференциях и иными способами  распространяются статистические данные и иные сведения о деятельности государственной  администрации.

 

9   Административно-правовые  нормы: понятие, особенности, структура,  видыАдминистративно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д. В юридической литературе существует множество понятий того, что же такое "нормы административного права". Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления. Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений. Особенности административно-правовых норм:Применяются в сфере государственного управления. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления. Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер.Виды административно-правовых норм.В зависимости от юридического содержания:Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий. Поощрительные.В зависимости от субъекта:регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности  закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданстваПо предмету:Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях. Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.По юридической силе:Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.По сфере применения:Общие. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре). Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.По времени действия:Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных). Бессрочные.По действию в пространстве:Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы). Действующие за её пределами.Структура административно-правовой нормы. Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

 

11 .Органы исполнительной  власти субъектов РФ

ОИВ СУБЪЕКТОВ РФ.Система ОИВ в субъектах формируется ими самостоятельно. Гос.-правовая природа субъектов весьма различна (республики, края и области, автономные обр-ия, города фед. значения). ОИВ в республиках – а) Президент – высшее должн-ое лицо и глава ИВ (Калмыкия, Якутия). б) Прав-во (его председатель) – глава ИВ. в) ИВ принадл-ит особому органу – Госсовету (Дагестан). Составы респ. пр-в однообразны: министры, предсе-ли госкомов, руков-ли респ. ведомств, обр-мых пр-вами. ОИВ в терр-х субъектах РФ – это администрация края, области и т.д. + ее глава. Конкретные формы выражения а-ций: губернатор и возглавляемое им пр-во (Ставропольский край), губернатор и возглавляемая им а-ция (Иркутская обл.). ОИВ в Москве и СПб – Моск. гор. а-ция (мэрия), кот. возглавляет мэр Москвы.В структуру мэрии входят пр-во Москвы (коллег. орган), упр-ие делами мэрии, отраслевые и функц. органы (департаменты), префекты адм. округов и т.д. Двойной статус мэрии – орган госвласти субъекта и орган МСУ. Районная управа – решение вопросов местного значения. СПб – глава ИВ –губернатор, он же возгл-ет пр-во города.

 

12. ПРАВительстВО РФ

ПРФ - это коллегиальный орган, который  возглавляет систему ИВ РФ и издает

адм-о-правовые акты от своего имени. Состав ПРФ, порядок его формирования,

цели, основные направления деят-ти, полн-я, взаимоотн-ия с Президентом и ФС

регламентируются КонстРФ: ПРФ состоит из Председателя ПРФ, его заместителей

и федеральных министров. Конкретные полн-я ПРФ по общим, межотраслевым,

отраслевым и другим вопросам закреплены в ФЗ и актах Президента РФ. Полн-я

ПРФ: руководит фед. министерствами разработка и представление

Государственной Думе федерального бюджета  и обеспечение его исполнения;

проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

проведение в РФ единой государственной  политики в области культуры, науки,

образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии; упр-ие

федеральной собственностью; обеспечение  обороны страны, государственной

безопасности, внешней политики РФ; обеспечение законности, прав и свобод гр-

н; охрана собственности и общ-ого порядка, борьба с преступностью. Свои

полн-ия ПРФ реализует через свои правовые акты – постановления и

распоряжения. Основная орг-ная форма деят-ти ПРФ – заседания не реже 1 раза

в месяц. Их подготовка и проведение – в соотв-ии с Регламентом ПРФ.

Президиум ПРФ обр-ся для решения оперативных вопросовпо предло-ию Пред-ля,

заседания по мере необх-ти.Аппарат ПРФ – обеспечение деят-ти ПРФ и орг-ции

контроля за выполнением решений ПРФ

 

 

 

 

14   Общественные объединения как субъекты административного права России: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение деятельности.

Общественные объединения  и их административно-правовой статус.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих  целей, указанных в уставе объединения.

Основные черты общественных объединений:

  1. являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;
  2. образуются как физическими, так и юридическими лицами;
  3. формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;
  4. не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;
  5. действуют от своего имени.

Права общественных объединений:

  1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;
  3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
  4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  8. участвовать в избирательных компаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;
  9. выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены  дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественных объединений:

  1. соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  3. ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
  4. представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  5. допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
  6. оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

 

В соответствии с законом "Об общественных объединениях" 1995 г. под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

  • Всем общественным объединениям свойственны определенные общие черты:
    • образуются физическими и/или юридическими лицами на добровольной основе;
    • создаются без предварительного согласия органов государственной власти;
    • необязательность государственной регистрации: могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;
    • участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности;
    • отношения с государством строят на принципе взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • действуют от своего имени;
    • являются некоммерческими объединениями: не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"