Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 

Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую  силу, чем подзаконные акты и даже законы.

 

По сроку действия:

временные. Если срок действия нормы  заранее установлен, значит, она  временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает  заранее названная дата.

постоянные. Постоянные нормы действуют  неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют  силу до тех пор, пока не будут отменены.

17. Понятие и особенности административно-правовых  отношений.

 

Административно-правовые отношения  – общественные отношения в сфере  исполнительной власти, урегулированные  административно-правовыми нормами.

 

Стороны участвуют в них как  носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми  нормами. В этих правоотношениях  выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие  отношения возникают, изменяются или  прекращаются в связи с организацией и функционированием органов  исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством  и (или) подзаконными административно-правовыми  нормами.

 

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную  совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические  обязанности; поощрения и ответственность  участников; юридический факт (факты).

 

Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.(по учебнику Д.М.Овсянко)

 

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в  сфере исполнительной власти, но в  качестве управляемой стороны.(по учебнику Д.М.Овсянко)

 

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение  есть определенная системная взаимосвязь  прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву  одного участника правоотношения –  всегда соответствует юридическая  обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает  объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую  ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

 

Административно-правовое отношение  предполагает такое поведение его  участников (сторон), которое соответствует  требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях  и поощряется.

 

Особенности административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения  в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой  реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого  субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического  применения.

 

В административно-правовом отношении  одной из сторон всегда является официальный  и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное  лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут  участвовать самые различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность  административно-правовых отношений: они не могут возникать между  гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание  связано с сущностными чертами  государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически  это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей  воле. С одной стороны – авторитет  или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования  управленческих процессов, в которых  участвуют люди, наделенные волей  и сознанием.

 

Таким образом, объектом административно-правового  отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению  государства.

Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим  правом возможность выступать в  роли одного из элементов общего механизма  правового регулирования или  юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).

Административно-правовые отношения  могут возникать по инициативе любой  из сторон: исполнительных органов  и их должностных лиц, государственных  коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать  они могут вопреки желанию  или согласию второй стороны. Условиями  возникновения являются также: наличие  административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и  ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.

Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства  и его аппарата.

Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный  исполнительный орган (должностное  лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее  юридически-властное решение по данному  спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов  используют для разрешения спорных  ситуаций институт административного  обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного  органа.

 

Действующее законодательство в целях  усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед  государством в лице полномочного исполнительного  органа (должностного лица), который  самостоятельно и в одностороннем  порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое  лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

18. Виды административно-правовых  отношений.

 

Административно-правовые отношения  – общественные отношения в сфере  исполнительной власти, урегулированные  административно-правовыми нормами.

 

Административно-правовые отношения  могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

 

В зависимости от особенностей взаимоотношений  участников различаются:

Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет  субъекта управления в системе органов  исполнительной власти (например, между  иерархически подчиненными главами  администраций).

Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе  органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).

правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими  в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных  предприятий, учреждений и организаций  и т.д.)

 

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)

внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов  исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием  и комплектованием аппаратов  управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают  руководители органов управления и  их структурных подразделений, а  другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

 

Административно-правовые отношения  по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

материальные (административно-правовые), административно-процессуальные

административно-договорные.

 

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

 

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

 

Административно-правовые отношения  по способу защиты подразделяются на:

защищаемые в административном порядке;

защищаемые в судебном порядке.

19. Гарантии прав граждан в  сфере реализации исполнительной  власти. Право жалобы.

 

Существует 4 группы гарантий: экономические, политические, организационные и  юридические.

Основной источник экономических  гарантий – Конституция РФ.

 

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий  прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические  гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким примером тому служит, в частности, состояние  налоговой системы в стране.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет  личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и  свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную  и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как  гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном  обществе и огромном федеративном государстве, и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления включают в себя разветвленную  систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, например Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"