Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

Юридические гарантии, в том числе  и административно-правовые, можно  разделить на два вида: судебные и внесудебные.

 

Для этих гарантий изначальным и  универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все  законодательство и, прежде всего, нормы  административного права, включающего  в себя не только законы, но и подзаконные  правовые акты, которые в большом  количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того, чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

В РФ не должны издаваться законы и  подзаконные акты, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина.

их ограничение возможно только ФЗ и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.55 Конституции РФ, только в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

определены права и свободы  граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других.

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения.

 

Данные конституционные положения  создают определенные границы или  юридические ориентиры для государственных  органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные  гарантии прав и обязанностей граждан.

 

Способы защиты прав граждан в сфере  административно-правового регулирования:

создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суд, прокуратура, государственные инспекции и  др.);

деятельность независимых от государства  институтов гражданского общества (адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, СМИ, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права. В соответствии со ст. 33 Конституции  РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы МСУ;

учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа  правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право  достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

 

В реальной жизни все названные  способы тесно связаны, чаще всего  используются одновременно. Гражданин  защищает свои права непосредственно  сам (необходимая оборона, отказ  выполнить незаконное распоряжение должностного лица и т.д.), либо обращаясь  за содействием к государственным  и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

 

Основными юридически значимыми формами  обращения граждан как участников управленческих общественно-правовых отношений к аппарату публичной  власти являются их предложения, заявления  и жалобы.

 

Предложения – обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных  органов и организаций, совершенствование  организации работы должностных  лиц и организаций какой-либо отрасли, социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности  общества и государства.

 

Заявления – обращения граждан  к полномочным органам и должностным  лицам по поводу реализации своих  прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ и  другим действующим законодательством.

 

Заявление – обращение граждан, не связанное с нарушением прав и  свобод либо не затрагивающее интересы и права непосредственного заявителя (из конспекта лекции).

 

Жалобы – обращения граждан  к полномочным органам и должностным  лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов  гражданина, нарушенных решениями и  действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными  объединениями и другими организациями  различных форм собственности.

 

Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной  власти, МСУ или тем должностным  лицам, к непосредственному ведению  которых относится разрешение данного  вопроса.

 

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в  ред. от 14 дек. 1995г. № 197-ФЗ) каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в  суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных  органов, органов МСУ, учреждений, предприятий  и их объединений, общественных объединений  или должностных лиц, госслужащих  нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц и служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.

20. Исполнительная власть: понятие,  сущность и структура.

 

Характерные черты исполнительной власти:

исполнительная власть самостоятельна и независима;

 

Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно  взаимодействующая с ее законодательной  и судебной ветвями.

 

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

осуществляет управленческую и  распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных  актов и их реализации.

субъекты исполнительной власти –  это органы власти, которые действуют  от имени государства и от своего имени.

исполнительная власть (т.е. возможность  и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право  и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными  и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоисполнительного характера.

Исполнительная власть реализуется  в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.

В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся  наиболее существенные атрибуты государственной  власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.

 

Полномочия и возможности осуществления  исполнительной власти предоставлены  Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным  службам и иным федеральным органам  исполнительной власти, их территориальным  органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

 

Что касается Президента, то, согласно ст. 80 Конституции РФ, он является главой государства и не возглавляет, как  это было ранее, систему органов  исполнительной власти. Президент РФ согласует, координирует деятельность всех ветвей и структур государственной  власти; в то же время он обладает широкими полномочиями и может активно  влиять на формирование и деятельность органов исполнительной власти.

21. Соотношение исполнительной  власти и государственного управления.

 

Государственное управление – это  один из видов деятельности государственных  органов РФ по осуществлению государственной  власти, реализации государственно-властных полномочий.

 

Согласно ст . 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

 

Полномочия и возможности осуществления  исполнительной власти предоставлены  Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным  службам и иным федеральным органам  исполнительной власти, их территориальным  органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

 

Деятельность указанных органов  по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников.

 

Характерные черты исполнительной власти:

исполнительная власть самостоятельна и независима;

 

Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно  взаимодействующая с ее законодательной  и судебной ветвями.

 

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

осуществляет управленческую и  распорядительную деятельность;

 

Распорядительная деятельность –  это деятельность по изданию подзаконных  нормативных актов и их реализации.

субъекты исполнительной власти –  это органы власти, которые действуют  от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих  государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой  и возникают административно  регулируемые общественные отношения.

исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

 

Итак, исполнительная власть – это  категория политико-правовая, а государственное  управление – это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное  управление – реальность, без которой  государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную  деятельность, в рамках которой практически  реализуется исполнительная власть.

22. Понятие и виды органов  исполнительной власти. Их система  в РФ.

 

Органы исполнительной власти –  это структурное подразделение  государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое  специально для повседневного функционирования в системе разделения властей  с целью исполнения законов в  процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"