Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.
Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.
Например, подача гражданином жалобы
влечет за собой возникновение
Особенностью юридических
Неправомерные действия не соответствуют
требованиям административно-
События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).
15. Административно-правовые
Норма права – это общеобязательное
правило поведения, установленное
либо санкционированное
Административно-правовые нормы –
это устанавливаемые
Административное право
обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);
обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;
определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;
установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.
Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти – исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.
Особенности административно-правовых норм:
в отличие от норм других отраслей
российского права они имеют
собственные юридические
во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранительных или иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства и т. п.)
достаточно часто
Административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических норм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т. е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т. е. они подзаконны.
Вся совокупность действующих административно-
Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза нормы права (предположение)
– часть правовой нормы, описывающая
условия, при наступлении которых
следует применять данную норму.
В ней указываются
Гипотеза нередко обнаруживает
себя в виде юридических фактов (например,
достижение определенного возраста,
совершение административного
Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает,
что административной ответственности
подлежат лица, достигшие к моменту
совершения административного
Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.
Диспозиция – это
Санкция нормы права (взыскание) –
элемент правовой нормы, указывающий
на меры государственного принуждения,
применяемые при нарушении
Санкция, как правило, предусматривает
ту или иную меру административно-
16. Виды административно-правовых норм.
По целевому назначению:
регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
И соответственно административное право
можно рассматривать как
По содержанию (порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений) – материальные и процессуальные:
Материальные административно-
Процессуальные
По методу воздействия на субъекты отношения:
обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.;
запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;
уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой.
Так, должностные лица, осуществляющие
контрольно-надзорные
стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
По предметам действия:
по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)
Действие административно-
по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)
По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.
По юридической силе:
законодательные акты
подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.