Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Физические  лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д. Но этот момент не представляет ее особенности;

г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

д) административные наказания  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;

ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуаль-ным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом  черт, отличающих ее от других видов  ответственности. Но

основная  особенность административной ответственности  состоит в том, что ее основанием, является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

34. понятие административного правонарушения.

Административное правонарушение- противоправное виновное действие (бездействие), физического или юридического лица за которое КУАПом РФ или законом  субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие  охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности.

Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная  ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Под объектом административного  правонарушения мы понимаем группу правоотношений, которые урегулированы нормами админ. права и регулируются законодательством о правоотношениях.

Объекты- вся совокупность- общий круг, родовые, видовые, непосредственные.

Объективная сторона- акт  волевого действия (бездействия). Правонарушения могут быть, совершенные только путем действия (мелкое хулиганство), только путем бездействия , путем действия и бездействия.Преступление-это когда действие влечет последствия.

Признаки объективной  стороны:

- противоправность (действия/бездействия);

-наказуемость (выражает наличие наказание за данное правонарушение);                    -адекватно содеянное правонарушение

Субъективная сторона  выражается в психическом отношении  лица к содеянному.  Трудность  в определении субъективной стороны  в отношении юридических лиц. Либо прямой умысел, либо неосторожность (может приобрести форму халатности).

Признаки:- виновность (невиновного  правонарушения не бывает), цель, мотив.

 Субъекты- физические, юридические лица.

Виновность юр.лица сложно доказать .Легкий путь:Юр.лицо признается виновным в свершении адм.правонар.,если будет установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых КОАПом РФ или законом субъектов РФ предусмтривается АО,но данным лицом не были  предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Субъекты:особые и  специальные.

 

35. административные наказания.

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 

Статья 3.2. Виды административных наказаний

 

1. За совершение административных  правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

(п. 9 введен Федеральным  законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

2. В отношении юридического  лица могут применяться административные  наказания, перечисленные в пунктах  1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального  закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

3. Административные наказания,  перечисленные в пунктах 3 - 9 части  1 настоящей статьи, устанавливаются  только настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального  закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

 

Статья 3.3. Основные и  дополнительные административные наказания

 

1. Предупреждение, административный  штраф, лишение специального права,  предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве  основных административных наказаний.

(в ред. Федерального  закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

2. Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения, конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное  правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

36. административный процесс. Понятие и виды.

Административный процесс- правовой институт; правоотношение, которое  возникает между участниками.

Черты:1) административный процесс в теоретическом отношении можно толковать в широком и узком смысле. В широком смысле процесс делится на две части- юрисдикционная и процедурная. Процедурных производств очень много.

В узком смысле- процесс  осуществляется только там, где есть спор об административном праве.

Дело- совокупность документальных форм, облеченных в определенной последовательности, содержащих какие то проблемы. Проблемы решаются по окончании формирования всех документов.

Административное производство- урегулированная административно  процессуальными нормами правоприменительная  деятельность уполномоченных субъектов управления.

Юрисдикционные производства- Производство по делам о правонарушениях. Производство по применению дисциплинарных, производство по возмещению материального  вред. У них хорошее нормативное  обеспечение, спорных характер вопросов, по которым ведется производство, множество стадий, возможность применения государственного принуждения.

Процедурная часть проще. Это последовательные действия, которые  нужно совершить, чтобы достичь  какой-либо цели. Цель определяет предмет  производство. Осуществляют их конкретные уполномоченные субъекты. Можно рассматривать в административном порядке и в судебном.

Основа производства- законодательство федеральное и  субъектов, специальные акты- КОАП. Дела рассматриваются как коллегиально, так и единолично. Иногда это суды и судьи. Действуют некоторые принципы- принцип равенства лиц перед законом, принцип презумпции  невиновности, принцип родного языка, гласности и законности.

 

37. исполнение  постановлений о назначении административного наказания.

 

38. обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Постановление по делу об административном правонарушении может  быть обжаловано в вышестоящем государственном  органе или в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения  копии постановления (ст. 30.3 КоАП). Жалобы на постановления по делам, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдуме, подаются в 5-дневный срок. Право на обжалование предоставлено правонарушителю (физическому либо юридическому лицу) и потерпевшему, а также их защитникам и законным представителям.

Кроме того, прокурор имеет  право опротестовать постановление  по делу об административном правонарушении, если сочтет его незаконным (ст. 30.10 КоАП).

Поступившая жалоба должна быть направлена по подведомственности для дальнейшего рассмотрения в течение трех суток. Жалоба на постановление о назначении административного ареста направляется в вышестоящий суд непосредственно в день ее получения (ст. 30.2 КоАП).

Жалоба должна быть рассмотрена  в десятидневный срок со дня ее поступления, а по делам, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдуме – в 5-дневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток (ст. 30.5 КоАП).

По итогам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из следующих решений:

1) оставить постановление  без изменения, а жалобу без  удовлетворения;

2) изменить постановление,  если при этом не усиливается  административное наказание; 

3) отменить постановление  и прекратить дело;

4) отменить постановление и вернуть дело на новое рассмотрение, если обнаружены существенные нарушения процессуальных требований;

5) отменить постановление  и направить дело на рассмотрение  по подведомственности, если выяснится,  что постановление было вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток  вручается или высылается физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, привлеченных к  ответственности, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения заинтересованных лиц в день вынесения решения (ст. 30.8 КоАП).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"