Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка
1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.
Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д. Но этот момент не представляет ее особенности;
г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;
е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;
ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;
з) меры административной
ответственности применяются в
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но
основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием, является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.
34. понятие административного правонарушения.
Административное
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности.
Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Под объектом административного правонарушения мы понимаем группу правоотношений, которые урегулированы нормами админ. права и регулируются законодательством о правоотношениях.
Объекты- вся совокупность- общий круг, родовые, видовые, непосредственные.
Объективная сторона- акт волевого действия (бездействия). Правонарушения могут быть, совершенные только путем действия (мелкое хулиганство), только путем бездействия , путем действия и бездействия.Преступление-это когда действие влечет последствия.
Признаки объективной стороны:
- противоправность (действия/бездействия);
-наказуемость (выражает наличие наказание
за данное правонарушение);
Субъективная сторона выражается в психическом отношении лица к содеянному. Трудность в определении субъективной стороны в отношении юридических лиц. Либо прямой умысел, либо неосторожность (может приобрести форму халатности).
Признаки:- виновность (невиновного правонарушения не бывает), цель, мотив.
Субъекты- физические, юридические лица.
Виновность юр.лица сложно доказать .Легкий путь:Юр.лицо признается виновным в свершении адм.правонар.,если будет установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых КОАПом РФ или законом субъектов РФ предусмтривается АО,но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъекты:особые и специальные.
35. административные наказания.
Административное наказание
является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного
2. Административное наказание
не может иметь своей целью
унижение человеческого
Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) конфискация орудия
совершения или предмета
5) лишение специального
права, предоставленного
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской
8) дисквалификация;
9) административное приостановлен
(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
2. В отношении юридического
лица могут применяться
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
1. Предупреждение, административный
штраф, лишение специального
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
2. Возмездное изъятие
орудия совершения или
3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
36. административный процесс. Понятие и виды.
Административный процесс- правовой институт; правоотношение, которое возникает между участниками.
Черты:1) административный процесс в теоретическом отношении можно толковать в широком и узком смысле. В широком смысле процесс делится на две части- юрисдикционная и процедурная. Процедурных производств очень много.
В узком смысле- процесс осуществляется только там, где есть спор об административном праве.
Дело- совокупность документальных форм, облеченных в определенной последовательности, содержащих какие то проблемы. Проблемы решаются по окончании формирования всех документов.
Административное производство-
урегулированная
Юрисдикционные производства- Производство по делам о правонарушениях. Производство по применению дисциплинарных, производство по возмещению материального вред. У них хорошее нормативное обеспечение, спорных характер вопросов, по которым ведется производство, множество стадий, возможность применения государственного принуждения.
Процедурная часть проще. Это последовательные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь какой-либо цели. Цель определяет предмет производство. Осуществляют их конкретные уполномоченные субъекты. Можно рассматривать в административном порядке и в судебном.
Основа производства-
законодательство федеральное и
субъектов, специальные акты- КОАП.
Дела рассматриваются как
37. исполнение постановлений о назначении административного наказания.
38. обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящем государственном органе или в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП). Жалобы на постановления по делам, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдуме, подаются в 5-дневный срок. Право на обжалование предоставлено правонарушителю (физическому либо юридическому лицу) и потерпевшему, а также их защитникам и законным представителям.
Кроме того, прокурор имеет
право опротестовать
Поступившая жалоба должна быть направлена по подведомственности для дальнейшего рассмотрения в течение трех суток. Жалоба на постановление о назначении административного ареста направляется в вышестоящий суд непосредственно в день ее получения (ст. 30.2 КоАП).
Жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления, а по делам, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдуме – в 5-дневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток (ст. 30.5 КоАП).
По итогам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из следующих решений:
1) оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание;
3) отменить постановление и прекратить дело;
4) отменить постановление и вернуть дело на новое рассмотрение, если обнаружены существенные нарушения процессуальных требований;
5) отменить постановление
и направить дело на
Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, привлеченных к ответственности, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения заинтересованных лиц в день вынесения решения (ст. 30.8 КоАП).