Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка
1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.
9. административно правовые отношения.
Административные правоотношения.
Понятия и признаки
административного
Признаки:
Классификация АПО:
По способу защиты правоотношений: судебные и административные.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят: субъекты, объекты, нормативное содержание и юридические факты.
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Правоспособность- возможность
приобретать права и
Субъекты делятся на два вида:
1) индивидуальные субъекты (граждане,
иностранные граждане, лица без
гражданства, государственные
2) коллективные субъекты (государственные органы, общественные объединения, предприятия и учреждения и т.д.).
Объектом являются действия (решения) или бездействие субъектов административного права, которые могут быть правомерными или неправомерными.
Что касается вещей, предметов и личных нематериальных благ, то они называются предметом правоотношений.
Нормативное содержание составляют права, обязанности, запреты и ограничения.
Юридические факты - это такие факты, которые являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Они делятся на волевые (которые могут возникать в результате выражения воли людей) и неволевые (которые возникают независимо от воли людей). Волевые юридические факты называют действиями , а неволевые - событиями (например, стихийное бедствие, достижение гражданином определенного возраста и т.п.)
10. административная юрисдикция. Понятие, содержание.
Административный процесс. Понятие и структура.
Административный процесс- правовой институт (совокупность однородных норм)
Административный процесс- конкретные правоотношения между участниками (органом и лицом)
Административный процесс является аналогом уголовного и гражданского права. Административный процесс можно трактовать в широком и узком смысле. Галкина за широкий смысл (!)
Широкий смысл делится на две части:
- Юрисдикционная
- Процедурная.
Каждая из этих частей состоит из производств. Причем процедурных производств сотни и тысячи и в этом смысле административный процесс превосходит уголовный и гражданский процесс. Юрисдикционных меньше, но они спорные, непредсказуемые, длительные и серьезные, кроме того они предполагают административные принуждения.
Примеры:
Процедурное производство: участвуем с момента рождения, например, когда мы получаем свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о смерти. Мы проходим определенную процедуру, сдаем фотографии, анкеты и так далее. Так же, например, законодательная инициатива так же имеет процедуру.
Юрисдикционное производство: производство об административных правонарушениях, о дисциплинарной ответственности, по возмещению материального вреда, каждая статья из главы 27 КОАПа является юрисдикционной.
Административный процесс и в широком и узком смысле рассматривается по конкретным делам. Дело- совокупность документальных форм, пронумерованных, расположенных в определенной последовательности, отражающие суть конкретного вопроса, решение которого возможно после окончания формирования дела.
Условно административный процесс можно поделить на две части- процедурное производство по конкретным делам и юрисдикционное производство по конкретным делам. Их сходство: хорошее нормативное обеспечение, у них спорный характер вопросов, множество стадий (до пяти), возможность применения государственного принуждения. Юр-нное производство: много соответствующих документальных форм, его осуществляют конкретно-уполномоченные субъекты, самые «жаркие» споры по рассмотрениям жалоб граждан,
Сначала административный порядок, затем судебный.
11.особенности
административной
-Распространенная и на юридических, и на физических лиц.
-Распространенная только на юридических лиц.
По отношению к юридическому лицу понятие вина имеет свое особенное содержание.
Первое составляющее вины: У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которое его привлекают к ответственности.
Второе составляющее вины: Им не были предприняты все зависящие от него возможности по соблюдению правил и норм.
Из КОАПа:
Статья 2.10. Административная
ответственность юридических
1. Юридические лица
подлежат административной
2. В случае, если в
статьях разделов I, III, IV, V настоящего
Кодекса не указано, что
3. При слиянии нескольких
юридических лиц к
4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
5. При разделении юридического
лица или при выделении из
состава юридического лица
6. При преобразовании
юридического лица одного вида
в юридическое лицо другого
вида к административной
7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
8. Административные наказания,
назначенные в соответствии с
пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего
Кодекса юридическому лицу за
совершение административного
12. соотношение государственного управления и государственного регулирования.
Государственное управление в широком понимании – это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов власти, прокуратуры, судов и т.д.).
Государственное управление в узком понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ).
В административном праве
понятие государственного управления
рассматривается в узком
Государственное управление делится на следующие виды:
1) внутреннее – осуществляется
исполнительными органами
2) внешнее – осуществляется
органами исполнительной
3) внутриорганизационное
– осуществление исполнительно-
Функции государственного управления
Информационное обеспечение
деятельности государственных
Прогнозирование и
моделирование развития
Планирование.
Организация.
Распорядительство.
Руководство.
Координация.
Контроль.
Регулирование.
Следует различать понятия
«государственное управление» и
«государственное регулирование». Государственное
управление обычно связано с наличием
у его субъектов подчиненных
им объектов. А государственное
государственное
В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон — основной регулятор общественных отношений.
В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления этой функции включают:
а) нормативное
регулирование путем
б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
д) координацию и общее направление их деятельности; е) содействие ее успешному осуществлению; .
ж) определение
приоритетов в структурной
з) государственные контракты (договоры); и) регистрацию; к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.