Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка
1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.
Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" — более широкое по сравнению с исполнительной властью.Государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. По субъектам:
Субъектов, осуществляющих испол власть много, они называются органами исполнительной власти и их должностные лица (наряду с суд и законодательными)
Государственным управлением занимаются все органы госаппарата
4. производство по делам об административным правонарушениям.
К ведению Российской
Федерации в области
а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;
б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.
В Кодексе об административных правонарушениях законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Выражаются они в следующем.
Прежде всего в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности. Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.
Производство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Оно может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.
Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.
Надзор за точным и
единообразным исполнением
К числу участников производства Кодекс об административных правонарушениях относит: лиц, в отношении которых ведется производство; потерпевших; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков.
Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
5. понятие и виды административно- правовых норм.
Понятие и особенности АПН. АПН - общеобязательное государственное предписание (правило), постоянного или временного характера, рассчитанная, чаще всего, на неоднократное применение, и распространяющиеся на персонально неопределенный круг субъектов, но иногда норма имеет индивидуальный характер.
Принципиальный признак рассматриваемой нормы - это
Структура АПН. Состоит из: гипотезы (условие действия нормы), диспозиции (содержание нормы), санкции (указание на наличие ответственности, которая осуществляется в определенном виде и мере). У АПН, как правило нет гипотезы и санкции. Если в АПН есть гипотеза, где установлены условия, которыми необходимо руководствоваться, то это гипотеза определенная (конкретная), либо относительно-определенная, диспозиция - это само правило поведения выраженная правовой нормы, может быть абсолютно-определенная и относительно-определенная. Санкция - это принуждение предусмотренное за нарушение нормы, бывает определенной (указанная вид ответственности и ее мера) и неопределенной (указание о наличии ответственности).
Виды или классификация АПН.
Определяется по ряду признаков:
- в зависимости от
юридического значения (на материальные
- определяют статику,
- по юридическому содержанию:
обязывающие, запрещающие (что-
- по характеру диспозиции
(императивные - содержащие строгие
предписании, неподлежащие
- по степени общности (общие - для всех, специальные - конкретика).
- по степени полноты
(определенные, бланкетные - в них
само правило поведение
- в зависимости от государственного устройства и территориального (общефедеральные, республиканские, субъектов РФ, местные, региональные).
- по юридической силе
(нормы законов, подзаконности)
- по адресатам (определяющие правовое положение физических лиц, органов, служащих…).
- с учетом сферы действия (общеобязательные, внутренние).
- по времени (бессрочные, имеющие сроки, разовые).
Действуют нормы по критериям, устанавливаются по общей теории права.
6. источники административного права.
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
1. Конституция РФ 1993 г. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т. д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.
2. Административно-правовые
нормы содержатся также в закон
3. Источником административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное 6 марта 1996.)1.
Принципиальное значение имеют указы Президента РФ: "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000 г.2; "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 г.3 и т. п.
4. К числу
источников административного п
5. В межотраслевом
и отраслевом масштабе в
6. На республиканском
уровне роль источников
7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.
8. Источниками
административного права
9. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
8. метод административного права
В теории права
при классификации отрасли
Метод права – это способ воздействия на его предмет (запрет, дозволение, предписание).
По методу:
В конст праве – предписание, затем дозволение и потом запрет.
В УП – запрет, предписание, дозволение.
В ГП – дозволение, предписание, запрет.
В АП – предписание, запрет, дозволение.
Метод административно-правового регулирования в большей степени является императивным. Но наряду с этим используются средства, близкие к гражданско-правовому методу (заключение административных договоров, проведение конкурсов, поощрение, разработка рекомендаций, информирование граждан, оказание им содействия и т.д.). Это придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию законности, справедливости и демократии.