Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Следует иметь  в виду, что понятие "государственное управление" — более широкое по сравнению с исполнительной властью.Государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. По субъектам:

Субъектов, осуществляющих испол власть много, они называются органами исполнительной власти и их должностные лица (наряду с суд  и законодательными)

Государственным управлением занимаются все органы госаппарата

 

4. производство по делам об административным правонарушениям.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях  относится установление:

а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах  регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

В Кодексе об административных правонарушениях законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Выражаются они в следующем.

Прежде всего в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности. Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

Производство ведется  на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Оно  может вестись также на государственном  языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Лица, участвующие в  производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства  письменная. Судья, орган (должностное  лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.

Надзор за точным и  единообразным исполнением законов  при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда).

К числу участников производства Кодекс об административных правонарушениях  относит: лиц, в отношении которых  ведется производство; потерпевших; законных представителей физических и  юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков.

Меры обеспечения  производства применяются в целях  пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

 

5. понятие и виды административно- правовых норм.

Понятие и особенности  АПН. АПН - общеобязательное государственное предписание (правило), постоянного или временного характера, рассчитанная, чаще всего, на неоднократное применение, и распространяющиеся  на персонально неопределенный круг субъектов, но иногда норма имеет индивидуальный характер.

Принципиальный признак  рассматриваемой нормы - это 

  1. возможность применения за ее нарушение мер государственно-правового воздействия;
  2. АПН предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи осуществлением государственного управления; нормами АП устанавливаются права и обязанности субъектов административных правоотношений, причем, правоотношения устанавливаются между неравными участниками (неравенство);
  3. АПН закрепляют права сторон и дают им административно-правовые гарантии, в частности на гарантии (судебная или внесудебная защита);
  4. АПН имеет характер императивный (общеобязательный) большинства норм связан с тем, что это проявление власти одного из участников сторон, выражается: в прямом предписании (когда субъект вынужден следовать прямым предписаниям), предоставление субъекту избрать один из вариантов поведения, т.е. альтернатива, предоставление возможности в рамках данной нормы действовать по своему усмотрению, однако в действии нормы, диспозитивно-разрешительное направление.

 

Структура АПН. Состоит из: гипотезы (условие действия нормы), диспозиции (содержание нормы), санкции (указание на наличие ответственности, которая осуществляется в определенном виде и мере). У АПН, как правило нет гипотезы и  санкции. Если в АПН есть гипотеза, где установлены условия, которыми необходимо руководствоваться, то это гипотеза определенная (конкретная), либо относительно-определенная, диспозиция - это само правило поведения выраженная правовой нормы, может быть абсолютно-определенная и относительно-определенная. Санкция - это принуждение предусмотренное за нарушение нормы, бывает определенной (указанная вид ответственности и ее мера) и неопределенной (указание о наличии ответственности).

 

Виды или  классификация АПН.

Определяется по ряду признаков:

- в зависимости от  юридического значения (на материальные - определяют статику, неизменность, например, Правительство РФ - высший  исполнительный орган, и процессуальные  нормы - динамичные нормы, которые определяют порядок чего-либо, например, Таможенный кодекс). Статичные норм отвечают на вопрос что?, динамичные отвечают на вопрос как?.

- по юридическому содержанию: обязывающие, запрещающие (что-то  запрещает), уполномочивающие , стимулирующие (содержит указания на поощрительные действия), рекомендательные (носит рекомендательный характер).

- по характеру диспозиции (императивные - содержащие строгие  предписании, неподлежащие изменениям, диспозитивные - дает самим определить  возможность исполнения нормы).

- по степени общности (общие - для всех, специальные  - конкретика).

- по степени полноты  (определенные, бланкетные - в них  само правило поведение неустановленно, но имеется отсылка к другим  нормам, где можно узнать правило  поведение).

- в зависимости от  государственного устройства и  территориального (общефедеральные,  республиканские, субъектов РФ, местные,  региональные).

- по юридической силе (нормы законов, подзаконности).

- по адресатам (определяющие  правовое положение физических  лиц, органов, служащих…).

- с учетом сферы действия (общеобязательные, внутренние).

- по времени (бессрочные, имеющие сроки, разовые).

Действуют нормы по критериям,  устанавливаются по общей теории права.

 

6. источники административного права.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

1. Конституция РФ 1993 г. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т. д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.

2. Административно-правовые  нормы содержатся также в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы.

3. Источником  административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное 6 марта 1996.)1.

Принципиальное значение имеют указы Президента РФ: "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000 г.2; "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 г.3 и т. п.

4. К числу  источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ).

5. В межотраслевом  и отраслевом масштабе в качестве  источников административного права служат нормативные акты министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и др.

6. На республиканском  уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях,  областях, городах федерального  значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.

8. Источниками  административного права являются  также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми правообразующими полномочиями.

9. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

 

8. метод административного права

В теории права  при классификации отрасли права  выделяют 2 критерия, на которых основывается классификация: предмет и метод права. Предмет любого права – общественные отношения со своими характеристиками.

Метод права  – это способ воздействия на его  предмет (запрет, дозволение, предписание).

По методу:

В конст праве – предписание, затем дозволение и потом запрет.

В УП – запрет, предписание, дозволение.

В ГП – дозволение, предписание, запрет.

В АП – предписание, запрет, дозволение.

 

 

Метод административно-правового регулирования в большей степени является императивным. Но наряду с этим используются средства, близкие к гражданско-правовому методу (заключение административных договоров, проведение конкурсов, поощрение, разработка рекомендаций, информирование граждан, оказание им содействия и т.д.). Это придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию законности, справедливости и демократии.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"