Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 150.42 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ на Вопросы по Административному праву

  1. Понятие, основные черты и функции государственного управления.

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной. Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями. Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление носит государственно-властный характер.

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Государственное управление является организующей деятельностью.

К общим функциям управления, как правило, относятся:

1) сбор и обработка (анализ) социальной  информации;

2) прогнозирование, т.е. научное предвидение  изменений в развитии каких-либо  явлений или процессов на основе  объективных данных и достижений  науки;

3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности  и способов, средств достижения  этих целей;

4) организация, т.е. формирование системы  управления, упорядочение управленческих  отношений между субъектом и  объектом управления, определение  прав и обязанностей, структуры  органов, организаций, подбор и расстановка  кадров и т.д.;

5) регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности  по достижению целей и задач  управления, регулирование поведения  управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;

6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения  общих целей управления;

7) контроль и учет, состоящие  в том, чтобы установить, соответствует  или не соответствует фактическое  состояние объекта управления  заданному состоянию.

 

  1. Предмет и метод административного права. Система административного права.

АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

     Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти.

     Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:

     метод власти-подчинения или метод прямого

распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника другому).

     метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).

     метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

     Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош. заключаются в следующем:

     установление определ. порядка действий – предписание к действию в опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей админ.-правовой нормой;

     запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид. средств воздействия;

     предоставление возможности выбора одного из предусмотренных адм.-правойо нормой вариантов должного поведения;

     предоставление возможности совершать либо не совершать действия,

предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

     Система АП. Место АП в системе российского права.

     Сист. АП состоит из отд. адм. норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деят. исполнительной власти.

     Общая часть включает в себя институты:

а) устанавливающие адм.-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов

права) и негосуд. организаций;

б) регулирующие основы организации и деят. исп. власти (аппарата гос. упр-я);

в) обеспечивающие законность деят-ти исп. власти;

г) регламентирующие принуждение по АП.

     Особенная часть включ. институты, регулирующие:

а) обеспечение безоп-сти граждан, общ-ва, гос., а также адм.-политич. деят-ть;

б) организационно-хозяйственную деят-ть;

в) соц.-культурную деят-ть;

г) деят-ть гос. администрации по организации и осуществл. политических,

экономич. и иных внешних связей.

     Правовая сист. – органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы: 1) отрасли права; 2) институты права; 3)нормы права.

Основным элементом системы права явл-ся отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение сист. права, кот. состоит из правовых норм, регулирующих специфич. вид общ. отношений. Правовые нормы, кот. регулируют общ.отношения, возникающие в процессе осуществл. исполн. власти, образуют такую отрасль, как АП.

Отрасль права подразделяется на правовые институты – обособленные комплексы правовых норм, кот. регул. общ. отношения конкретного вида. Для АП в качестве примера можно назвать институты адм. ответственности, админ. процесса.

Предмет АП не охватывает все общ. отн., возникающие в сфере гос. управления. Эти отношения регул. иными отраслями права. Так, возникает взаимодействие со следующими отраслями права:

     конст. правом. Конст. право закрепляет основные принципы организации и функционир. исполн. власти, место ее субъектов в гос. механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей гос. власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере гос.управления. АП берет начало в нормах конст. права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан,

компетенцию различных звеньев системы исполн. власти; формы и методы

гос.-управленческой деятельности и т.п.;

     гражд. правом. Нормами АП регул. правила движения имущества (передача, изъятие и т.д.) в сфере гос. управления. Нормы гражд. права регул. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

     угол. правом. Нормы АП определяют, какие деяния явл. адм.правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Угол. право устанавливает, какие деяния явл. преступлениями, и виды наказания за их совершение. В опред. условиях отд. деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в прест. и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ между адм. и уголовным правом.

     финансовым правом. Фин. право регулирует управленческие отнош., связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т.д.

     земельным правом. Значительная часть отношений, отнес. к предмету зем. права, регул-ся нормами АП.

     уголовно-процесс. и гражд.-процесс. правом. Рассмотрение дел об адм. правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

 

  1. Административно-правовые нормы: понятия, виды, особенности.

Адм.-правовая норма – норма права, регул. отношения в сфере гос.управления, а также отнош. управленческого хар-ра, возникающие в процессе осуществления гос. деят-ти.

Нормы АП:

а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исп. власти;

б) регулируют деят-ть органов исп. власти;

в) регламентируют формы и методы осуществл-я исп. власти;

г) опред. порядок взаимоотношений между субъектами управления.

     Особенности адм.-правовых норм:

а) цели адм.-правовых норм – обеспечение организации и упорядочение функционирования всей сист. исполн. власти;

б) адм.-правовые нормы определ. должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере гос. управления;

в) назначение адм.-правовых норм состоит в обеспечение эффективной реализации функций исп. власти;

г) адм. отв-ть – юр. средство защиты от посягательств на адм.-правовые нормы;

д) адм.-правовые нормы способствуют урегулированию таких общ. отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

е) адм.-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исп.власти.

     Виды адм.-пр. норм.

     - По конкретному содержанию и регулированию общ. отношений все нормы делятся:

     на общие – нормы, регулирующие общ. отнош. общего хар-ра (для всех сфер и отраслей);

     особенные – нормы. регул. ОО в конкр. сфере управления.

     - По назначению:

     материальные – нормы, кот. юридич. закрепляют комплексы обязанностей и прав, а также отв-ть уч. управленческих отнош., регулируемых АП, т.е. фактически их адм.-правовой статус.

     процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры) деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленч. отношения.

     - По методу воздействия на поведение субъектов АП выделяют:

     обязывающие – нормы, предписывающие совершать опред. действия.

Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязат. предписание;

     запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на соверш. тех или иных действий в опред. условиях. Запреты могут носить общий или спец. хар-р.

     уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные

(диспозитивные) – нормы, в кот. выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

     стимулирующие (поощрительные) – нормы, кот. обеспечивают с помощью соотв. средств матер. или морального возд-я должное поведение участников регулируемых управленческих ОО (напр., установл. налоговых льгот);

     - по субъектам (адресату) могут быть нормы, регулирующие:

а) деятельность гос.органов, предприятий организаций;

б) поведение граждан;

в) деятельность общественных и религиозных организаций;

г) деятельность гос.служащих.

     - по форме предписания:

а) императивные – содержат правила, определяющие поведение субъектов при наступлении условий, которые не могут быть заменены др.правилами поведения по соглашению сторон правоотношения;

б) рекомендательные – нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами действий.

     - по кругу лиц:

а) нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех, либо на отд. юр. лиц;

б) нормы, действие кот. связано с распространением устанавливаемых правил либо на все граждан, либо на отд. их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

С учетом федеративного устройства РФ адм.-прав. нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами федерации.

существуют и другие основания для деления.

 

  1. Административно-правовые отношения: понятия, виды, особенности.

АПО – общественные отношения, регулируемые нормами АП, кот. складываются в  сфере гос. управления.

     Особенности АПО:

а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное управленч. полномочиями;

б) одна из сторон АПО принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими гос.-властными полномочиями;

в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению гос-ва;

г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание)второй стороны не явл-ся обязательным;

д) споры, возникающие между участниками АПО, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юрид. властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп.власти;

е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет отв-ть перед гос-вом в лице его органов.

     Виды АПО:

     - В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют:

а) между соподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"