Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 09:34, шпаргалка
Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности.
Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма.Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушенияправовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста — там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло».
К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности, которая во многом явилась результатом реализации принципа из известной сказки Л. Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй... втихаря» и т. д.
Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.
Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права. Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства.
Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.
Право – это совок-сть правил поведения, выгодных гос-ву, одобренных им посредством принятия законов.
Сущность права раскрывается в его принципах, которые закреплены в Конституции. Основные принципы – народовластие, защита прав и свобод личности, охрана прав собственности.
Ф-ции права обширно распр-ся в отношении гос-ва и общ-ва. На гос-во право оказывает решающее влияние. Примеры: вся д-сть гос. органов строится на соблюдении норм права, все они функционируют на основе закона, в пределах компетенции, к-рая зафиксирована у них.
Право выражает гос. волю и в то же время является регулятором общественной жизни. Этот регулятор образует возможности права: 1) служить ориентиром в выборе того поведения, которое одобряется общ-вом; 2) служить инстр-том соц. контроля. С-ма правового регулирования может включ. в себя различные виды норм: обычаи, религиознее нормы, нормы морали, нормы общественных объединений. Т.о., право – это не только то, что отражено в законе. Это является одним из признаков нормы права. Др. признаком явл-ся то, что правовые нормы признаются обязательными и действуют по жизни. Правовые нормы указывают на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей. Ещё один признак права – нормативность (оно не огранич-ся единичным применением, оно регулирует типичные вопросы, которые часто повторяются). Самый важный признак норм права – они обеспечены со стороны гос-ва организ. мерами для их применения.
Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Понятие правовой нормы
Правовая норма – это система общеобязательных, формально-определенных государственных правил поведения, выражающих суждения о возможном и запрещенном поведении.
Признаки правовой нормы:
1. Формально-определенный характер (форма выражение правовой нормы – статья нормативного правового акта, ее содержание).
2. Общеобязательный характер правовой нормы.
3. Возможность
обеспечения государственным
4. Сознательно-волевой характер.
5. Правовая норм имеет представительно - обязательный характер, т.е. прямо или косвенно одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает обязанность
6. Правовая норм имеет общий характер – она распространяется на неопределенное число случаев, ситуаций, действует непрерывно, адресаты норм обозначаются общими родовыми признаками.
На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. Все они используют право как средство регулирования общественной жизни. Есть ли что-либо общее между всеми этими национальными системами права?
На этот вопрос дает ответ сравнительный анализ правовых систем разных стран. Право государств можно классифицировать по группам, или семьям.
Семьи права (или правовая система мира) — это группы национальных систем права, имеющих сходные юридико-технические признаки, главным из которых является форма права.
Помимо этого, при выделении семей права мы должны учитывать:
глобальные правовые идеи;
структуру права;
правовую культуру;
традиции права;
особенности происхождения и эволюции различных систем права и др.
Виды правовых семей
По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.
Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:
1. основные правовые семьи:
романо-германская (континентальная);
англосаксонская (семья общего права);
социалистическая;
2. дополнительные семьи права:
религиозная, т. е. исламская;
традиционная, т. е. семья обычного права;
дальневосточная;
индусская.
От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.
Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц.
Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):
романская;
германская;
скандинавская;
англо-американская;
социалистическая;
исламская;
индусская;
дальневосточная.
Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:
1. западные (светские) семьи мира:
романская;
германская;
скандинавская;
английская;
американская;
российская;
социалистическая;
2. иные незападные семьи мира:
юго-восточная;
африканская;
3. религиозные семьи мира:
мусульманская;
еврейская;
каноническая;
индусская.
Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:
традиционного права (африканское обычное право);
традиционно-этического права (китайское, японское право);
религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);
законодательного права (романо-германское право);
прецедентного права (английское, американское право);
смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);
постсоветские правовые системы.
И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:
принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);
принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).
Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.
Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:
романо-германская (континентальная);
англосаксонская (семья общего права);
арабская (мусульманская);
африканская (семья обычного права).
Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих семей.
Причины и условия, вызвавшие к жизни
право, во многом аналогИчны причинам,
породившим государство. Однако между
мононормами первобытного общества и
нормами права существовала более глубокая
преемственность, чем между органами родового
самоуправления и органами государства.
Вековые, проверенные многими поколениями
обычаи расценивались как данные свыше,
правильные и справедливые и нередко назывались
«право», «правда». Наиболее ценные из
них были санкционированы государством
и стали важными источниками права (обычным
правом).
Цари
(правители) ранних государств, продолжая
общесоциальные традиции обычного права,
в своих законах пытались поддерживать
начала социальной справедливости: ограничивали
богатство, ростовщичество, закрепляли
справедливые цены и т.д. Это нашло отражение
в древнейших правовых актах — законах
Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона.
Правда, несомненно и то, что право с ранних
этапов своего развития наряду с выполнением
общесоциальных функций играло важную
роль нормативно-классового регулятора,
т. е. регламентировало общественные отношения
в интересах экономически господствующего
класса.
Возникновение
права — закономерное следствие усложнения
общественных взаимосвязей, углубления
и обострения социальных противоречий
и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать
порядок и стабильность в обществе, а значит,
появилась объективная необходимость
в принципиально новых регуляторах общественных
отношений.
В отличие
от обычаев правовые нормы фиксируются
в письменных источниках, содержат четко
сформулированные дозволения, обязывания,
ограничения и запреты. Изменяются процедура
и порядок обеспечения реализации правовых
норм, появляются новые способы контроля
за их выполнением: если раньше таким контролером
были общество в целом, его общественные
лидеры, то в условиях государства это
полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые
нормы отличаются от обычаев и санкциями:
значительно ужесточаются меры наказания
за посягательства на собственность социальной
верхушки, наказания за преступления против
личности дифференцируются в зависимости
от статуса потерпевшего — свободного,
раба, мужчины, женщины.
Говоря
об особенностях образования права, необходимо
помнить, что процесс возникновения государства
и права протекал во многом параллельно,
при взаимном их влиянии друг на друга.
Так, на Востоке, где очень велика роль
традиций, право возникает и развивается
под воздействием религии и нравственности,
а основными его источниками становятся
религиозные положения (поучения) — Законы
Ману в Индии, Коран в мусульманских странах
и т.д. В европейских странах наряду с обычным
правом развиваются обширное, отличающееся
более высокой, чем на Востоке, степенью
формализации и определенности законодательство
и прецедентное право.