Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

курс.Админ.право.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7

1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7

1. 2. Характерные особенности и  признаки административного

принуждения………………………………………………………………….….12

Глава 2. Виды мер административного  принуждения………………………...14

2. 1. Классификация мер  административного принуждения…………………14

2.1.1.Административно-предупредительные  меры……………………………15

2.1.2.Меры административного  пресечения…………………………………...20

2.1.3.Административные взыскания……………………………………………30

Меры административного  принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения……………………….……………...………………………60

Заключение……………………………………………………………………….71

Библиографический список……………………………………………………..77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

          В связи с проведением в  Российской Федерации демократических  преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых и экономических преобразований не может получить развития. Таким образом, данное положение оправдывает усиление правоохранительной функции государства, проводимое исполнительной властью.

 Данная курсовая работа посвящена административно-правовому  принуждению.  Это довольно обширная тема в Административном праве России. "Актуальность проблем административного принуждения и административной ответственности, а так же развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2)политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно – властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях"1.

Институт административной ответственности  наряду с другими видами юридической  ответственности, например, уголовной, претерпевает значительные изменения. В настоящее время в развитии законодательства об административной ответственности просматриваются следующие основные тенденции. Во-первых, расширяется круг противоправных деяний, за кото-   
рые устанавливается административная ответственность как за счет политики декриминализации, так и вследствие введения новых составов административных правонарушений.

Во-вторых, происходит процесс  усиления мер ответственности, в  частности увеличение размеров штрафов за административные правонарушения.  
В-третьих, законодатель расширяет перечень административных проступков, ответственность за которые наступает в судебном порядке. Всё это продиктовано объективными причинами, окружающей действительностью - требованиям народа ужесточения наказания особенно в области нарушения правил дорожного движения.

Обновление Российского  законодательства об административном принуждении происходит сегодня стремительно. Однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д. Все это затрудняет процесс административного правоприменения. Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.         

        Убеждение и принуждение, как  методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти”1.

“Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом” 2. Государственное принуждение применяется на  базе убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя… законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами” 1. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. "Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п."1

Необходимо различать  принуждение как специфическую  деятельность органов государственного управления и как один из методов  управления. Первый из них применяется "в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть"2.

В силу того, что административно-правовое принуждение и административное пресечение как его вид, на протяжении более пятидесяти лет подвергались неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок

в аргументированную  точку зрения.

      Объектом исследования данной работы стали нормативные основы, правоприменительная практика в сфере применения административного принуждения под углом зрения существующих возможностей и перспектив усиления охраны прав и свобод граждан, а также важнейших интересов государства. Основная цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании  административного принуждения. Для достижения этой цели в работе представляется необходимым: выяснить правовую природу административного принуждения; сформулировать определение понятия "административного принуждения; классифицировать и рассмотреть виды административного принуждения; Указанные вопросы содержатся в трех главах (семи параграфах), которые и составляют основную часть настоящего исследования.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие принуждения

    1. Сущность принуждения.

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит  государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения "(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения"1.

Принуждение, "опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм" 2. Таким образом, принуждение используется в российском государстве в целях искоренения преступности, в целях охраны государственной, муниципальной и частной собственности, общественного правопорядка. Оно осуществляется в отношении граждан, совершающих антиобщественные поступки, состоит в исправлении и перевоспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений, укреплении законности.

Существуют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное, материальное (гражданско-правовое), уголовное, административное.

Административное  принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью правового принуждения. " Принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий"3.

       Применение административного принуждения обусловлено:  
во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать

правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать  и,  в-третьих, предупреждать совершение более тяжкого правонарушения.  
        "Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов"1. Поэтому целью применения мер административного принуждения является "защита охраняемых правом общественных отношений"2.

Принуждение в российском государстве не имеет целью причинить  нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно не лишено карательного и устрашающего элементов, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение преступлений, исправление правонарушителей.

Меры административного  принуждения могут применяться  как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что "административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями"3. Д.Н. Бахрах отмечает, что "всякую принудительную меру следует рассматривать, как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата"4.

"Административное  принуждение применяется только  к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе"1. Он указывает, что "как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание"2.

Севрюгин В.Е. отмечает, что "административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний"3. Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административного принуждения:

"1. Основанием  применения мер административного  принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административного  принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной  власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное  принуждение осуществляется органами  государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.

5. Являются результатом  реализации государственно-властных полномочий, и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

6. Применяется  для прекращения противоправных  действий, наказания нарушителей  в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

7. Осуществляется  в рамках административно процессуальных  норм.

8. Способствует  профилактике преступлений.

9. Осуществляется  на строго правовой основе"1.

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Информация о работе Виды мер административного принуждения