Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

курс.Админ.право.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

б) установление ограничений  на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений  на осуществление отдельных видов  финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого  порядка продажи, приобретения и  распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления  или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление  их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически  и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами"1.

               Дополнительно могут вводиться  следующие меры:

"а) комендантский  час, то есть запрет находиться  на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

б) ограничение свободы  печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

в) приостановление, после  соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

г) проверка документов в  местах скопления граждан, а в  исключительных случаях, при имеющихся  данных о наличии у граждан  оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или  запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

е) выдворение нарушителей  общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца"1.

                     Так же могут применяться следующие меры: "а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда"1. Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами РФ и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

          Граждане, нарушившие правила комендантского  часа, задерживаются силами охраны  правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

          "Нарушение требований режима  чрезвычайного положения,  за исключением правил комендантского часа, влечет административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 30 суток"2, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

           "Те же действия, совершенные  должностными лицами, влекут за  собой наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 30 суток"3.

          "Акты, принятые для обеспечения  режима чрезвычайного положения,  утрачивают силу одновременно  с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления"4.

          Отмена чрезвычайного положения  влечет за собой прекращение  производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение, должностными лицами служебных полномочий, включая нарушения гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ.

          "Правосудие на территории, где  введено чрезвычайное положение,  осуществляется только судом.  Учреждение каких-либо форм или  видов чрезвычайных судов запрещается"1.

          Все судопроизводство во всех  судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами РФ. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.

          Приговоры о применении смертной  казни, вынесенные за преступления, совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения или отмены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Деятельность государства  широка и многообразна. Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Правовое исследование о применении административного  принуждения уполномоченными органами позволяет сделать следующие  основные выводы. В силу того, что административно-правовое принуждение представляет собой предмет постоянной правовой дискуссии, основанной на многообразии трактовок, следует прийти к выводу о необходимости различать административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка - с одной стороны, и меры административного принуждения - с другой, так как эти два понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее проявление административного принуждения и есть та или иная административно-принудительная мера, одной из которых  является административно-правовое пресечение. Посредством правового регулирования отдельных мер принуждения происходит регламентация оснований, порядка и содержания правового воздействия.

Принуждение в сфере  управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

-  правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и  защиту такого режима, при котором  бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

- существования устойчивой  системы управленческих отношений,  базирующихся на основах законности.

Единое по своей природе  государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Административное принуждение - самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы:

1. Меры административного  предупреждения их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

2. Меры административного  пресечения используются как  средство принудительного прекращения  правонарушений и предотвращения  их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

Вследствие учёта целей, характера  и объекта воздействия, можно подразделить данные меры пресечения на: применяемые к нарушителю (например, непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия; задержание и доставление); имущественного характера (например, изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца); технического характера (например, приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям); санитарно-эпидемиологического характера (например, прекращение разработки, постановки на производство, производства и применения (использования) промышленной и иной продукции из-за нарушения санитарных правил); финансово-кредитного характера (например, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предпринимателями, учреждениями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины).

3. Меры административного  взыскания  административного  взыскания представляют собой вид юридической (административной), ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе общежития, а также предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами

В целом меры административного  принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

Таким образом, из рассмотренных  нами методов, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

         Российское государство обладает  достаточным арсеналом средств  убеждения и принуждения для поддержания общественного порядка в стране. Деятельность государственных органов и общественных организаций в этой сфере характеризуется заботой о незыблемости прав и свобод российских граждан.

Информация о работе Виды мер административного принуждения