Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

курс.Админ.право.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Право сотрудников  милиции входить в жилые помещения  граждан.

В нашей стране неприкосновенность жилища охраняется законом2. Порядок вхождения сотрудников милиции в жилые помещения граждан с целью производства осмотра места происшествия, обыска, выемки или наложения ареста на имущество регламентируется законодательством (см. ФЗ "О милиции", п.18 ст.11).

Таким образом, "сотрудники милиции имеют право входить  в жилые помещения граждан:

·     для пресечения преступлений и нарушений общественного порядка;

·     для преследования и задержания преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

·     для розыска преступников;

·     для проверки соблюдения паспортного режима;

·     при стихийных бедствиях угрожающих общественному порядку, личной и имущественной безопасности граждан"3. В некоторых случаях эта мера используется в целях предотвращения правонарушений или наступления вредных последствий, а при некоторых обстоятельствах эта же мера является средством пресечения преступлений и нарушений общественного порядка.

       Прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов1.                     Эта мера используется в интересах российских граждан, в целях обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, и обусловливается рядом обстоятельств, предусмотренным нормативными актами, в частности - Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам РФ.

Работники Госавтоинспекции намечают режим движения транспорта и пешеходов, запрещая движение на отдельных  улицах и дорогах, ограничивая стоянки, обгон, повороты на перекрестках, скорость движения и т.д. Все эти меры направлены на упорядочение движения, на создание необходимых удобств для населения, на то, чтобы повышать пропускную способность улиц и дорог, обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов.

Использование сотрудниками милиции транспортных средств в служебных целях. В интересах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью работники милиции имеют право в неотложных случаях использовать без оплаты свободные или занятые грузом, пассажирами транспортные средства, принадлежащие государственным органам, коммерческим и некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам.

Правовые акты устанавливают  исчерпывающий перечень оснований  для использования данной меры:

"·     преследование скрывающихся преступников;

·     доставление в милицию задержанных преступников и злостных нарушителей общественного порядка;

·     доставление в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи 

·     выезд к месту происшествия или стихийного бедствия в случаях, не терпящих отлагательств"2.

 

Кроме того, госавтоинспекторам и инспекторам дорожного надзора  предоставлено право использовать грузовые автомобили для транспортировки машин, поврежденных при авариях или неисправных1

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Он устанавливается  за особо опасными преступниками, освобожденными из исправительно-трудовых учреждений. Административный надзор устанавливается не за всеми лицами, вернувшимися из исправительно-трудовых колоний и тюрем, а лишь за теми из них, которые являются носителями устойчивых антиобщественных взглядов и от которых можно ожидать новых преступлений2.

Основаниями для установления надзора являются:

·     приговор или определение суда, вступившие в законную силу, по которым данное лицо признано особо опасным рецидивистом;

·     заключение администрации исправительно-трудового учреждения о необходимости установить надзор за лицом, освобожденным из места лишения свободы;

·  материалы органа милиции, свидетельствующие о систематическом нарушении лицом, освобожденным из мест отбытия наказания, общественного порядка (документы о привлечении к административной ответственности, копии приговоров судов об осуждении за вновь совершенные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и другие данные).

Меры административного  предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

2.1.2. Меры административного пресечения

Меры административного  пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

" В отличие от  административно-предупредительных  мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим". Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что "меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)"1. Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны… общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств… основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: "Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних"2. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного  пресечения могут применяться как  самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного  пресечения многообразны. Это, по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что "в различных условиях, в  отношении различных субъектов  различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.)"1.

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения. Так, Пискотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

"- Задержание применяется  как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие  имущества применяются в отношении  предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ  может быть применено в отношении  предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение  от работы используется как  средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств автотранспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить  неправомерное поведение может  применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение  может применяться в отношении  лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния".

Севрюгин В.Е. к мерам  административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан); изъятие вещей и документов личный досмотр и досмотр вещей; временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством.

Ряд авторов (Еропкин  М.И.) "одной из мер административного  пресечения считает применение оружия". Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности"1.

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 27.3 КоАП РФ).

Общим основанием административного  задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): "наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе".

Административное задержание является мерой административно-процессуального  характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18 апреля 1991 г. "О милиции", в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

Административным правонарушением  признается противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам Государственной Думы, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных  уголовным законом:

"орган дознания  вправе задерживать лицо, подозреваемое  в совершении преступления, за  которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо  застигнуто непосредственно после  его совершения;

- когда очевидцы, в  том числе и потерпевшие, прямо  укажут на данное лицо, как  на совершившее преступление;

Информация о работе Виды мер административного принуждения