Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

курс.Админ.право.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

       Принуждение - это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, имущественного, организационного и физического характера, имеющих целью преобразовать волю подвластного, добиться подчинения, а также предупредить новые правонарушения. Этот метод можно понимать как утверждение воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.  

Применение государственного принуждения  обусловливается необходимостью обеспечения государственной безопасности, охраны государственной, муниципальной и частной собственности, поддержания общественного порядка, охраны прав и свобод российских граждан от противоправных посягательств.

       Юриста принуждение интересует, прежде всего, как средство  охраны правопорядка, как метод  государственной деятельности. Юридическая  наука занимается принуждением  к соблюдению государственно-властных предписаний, изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением.

       Применение  мер принуждения выражает государственно-властный  характер полномочий субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию. Компетенция применяющих органов, полномочия их сотрудников на применение принудительных мер устанавливаются соответствующими законами, указами, постановлениями Правительства и рядом других нормативных актов.

        Административное принуждение служит  правовым средством защиты общественных отношений от противоправных посягательств.

        Содержание мер административного принуждения состоит в причинении лицу какого-либо морального, материального или физического ущерба, какого-либо ограничения или стеснения его личных или имущественных прав.

       Особо  следует отметить профилактическое значение административно-правового принуждения в борьбе с правонарушениями. Меры административного принуждения являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшегося антиобщественного поведения, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

         Прежде всего, это обусловлено  тем, что органы внутренних  дел, государственные инспекции и другие объекты исполнительно-распорядительной деятельности систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на правонарушения.  

 

 

 

1.2. Характерные особенности и признаки

            административного принуждения

        Административное принуждение обладает  всеми признаками, которые имеются  у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности:

1) оно применяется  в отношении как физических, так  и юридических лиц;

2) осуществляется в  сфере обеспечения правопорядка  для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового  регулирования административного  принуждения, который устанавливает основания, и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством;

4) применение мер административного  принуждения осуществляется, как  правило, во внесудебном порядке  и относится в большинстве  случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно - властных полномочий. Меры административного принуждения применяются,  как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с право применяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к объектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система мер административного  принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;

6) меры административного  принуждения менее значительны  по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение  имеет основной целью понуждение  к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения  административного принуждения  определен административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса); однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический (упрощенный) порядок применения мер административного принуждения — это порядок оперативного воздействия (реагирования). Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном  правонарушении  и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного  принуждения могут применяться  как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

11) при применении мер  административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

 

Глава 2. Виды мер административного принуждения

2.1. Классификация мер принуждения 

В административно-правовой литературе высказываются различные точки  зрения о классификации мер административного  принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: "меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания".

Он отмечает, что "меры пресечения направлены на прекращение  противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий" 1, "восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем".

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация "не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия)" 2.

Он также утверждает, что  критерием классификации  мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить "непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции". Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что "система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений: административно-процессуальные меры; административно-предупредительные меры; административно-правовые санкции". Исходя из целей обеспечения правопорядка, все меры административного принуждения можно разделить на три основные группы:

         1) административно-предупредительные меры

2) меры административного  пресечения

        3) административные взыскания

  Основанием применения административно-предупредительных мер служит наступление предусмотренных законом определенных особых условий, как связанных, так и не связанных с деяниями человека. Ими могут быть пожар, наводнение, авария, несчастный случай, преследование преступников и т.д.

Основанием применения мер административного пресечения и взыскания является деяние человека, которое при наличии определенных признаков, предусмотренных нормой права, может рассматриваться в качестве административного проступка и основания для наказания. Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью, что может выражаться как в реальном вреде (мелкое хулиганство, безбилетный проезд), так и в создании условий, благоприятных для наступления вреда (нарушение пешеходом правил уличного движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии, нарушение правил приобретения, хранения и пользования взрывчатыми веществами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами). Исходя из степени общественной опасности правонарушения, решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

2.1.1. Административно-предупредительные  меры

 

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Администратино-предупредительные  меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

К административно-предупредительным  мерам действующее законодательство относит: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; таможенный досмотр; спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации; привод, регистрация и  официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения; изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями; проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.); предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта; закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией); прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей; ограничение движения транспорта при авариях, овалах, обрывах линий электропередач; убой животных в случаях заболевания их заразными болезнями; уничтожение недоброкачественных продуктов питания; ограничение права водопользования и т.п.

Проверка документов. Проверяя документы, сотрудники милиции вторгаются в сферу прав и личных интересов граждан, поэтому правомерность этого акта, строжайшее соблюдение российской законности в процессе его выполнения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо органов милиции не имеет права требовать предъявления документов без достаточных к тому оснований.

В нормативных актах содержатся следующие основания проверки документов:

"·     паспорта или других документов, удостоверяющих личность, - у лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного опасного правонарушения, а также у нарушителей общественного порядка в случае отказа уплатить штраф на месте, в случае необходимости составить административный протокол;

·     удостоверения на право управления транспортом, талона технического паспорта - у водителей, если они пренебрегли правилами движения;

·     документов - у лиц, в отношении которых имеются данные о нарушении ими порядка регистрации по месту временного проживания"1.

Проверка документов служит двум конкретным целям: при отсутствии противоправных действий она применяется  для предупреждения правонарушений или вредных последствий (мера административного предупреждения); в случае правонарушений она является составной частью мер (в частности, уголовно-процессуальных), обеспечивающих пресечение правонарушений и наказание виновных.

Информация о работе Виды мер административного принуждения