Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа
В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77
Досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, пограничных войск, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, а также и других уполномоченных на то органов.
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов внутренних дел.
В соответствии с ФЗ РФ "об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993г. "каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы"1.
В соответствии с этим законом граждане вправе обжаловать действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему2.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.
Для обращения
в суд с жалобой
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ1.
Так же следует отметить необходимость введения в административное право такого института как досрочное снятие с лица административного наказания - по аналогии с институтом помилования в уголовном праве - когда по заявлению лица, подверженного наказанию, возможно досрочное снятия с него наказания.
Как и при помиловании, т.е. лицо (его поведение после наложения на него административного наказания) должно соответствовать определённым критериям (требованиям), предположим это, может быть:
1) раскаяние лица;
2) возмещение
вреда причинённого
3) изменениями в его семейно- бытовой жизни (предположим, в случае если лицо лишили права управления транспортным средством, если ему просто в силу специфики работы необходимо управлять ТС) и пр.
Конечно, следует только определить обязательный срок, по истечении которого лицо может обращаться за снятием с него наказания, дабы лицо почувствовало, претерпело какие-то ущемления своего право, осознало противоправность своего поведения. А обращаться лицо может в суд с соответствующим заявлением.
В настоящей работе я не имею возможности подробно рассмотреть компетенцию каждого органа, имеющего право применять меры административного принуждения. Контроль над соблюдением законности при применении метода административного принуждения уполномоченными органами осуществляют общие, арбитражные и Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура.
Конституционный Суд Российской Федерации полномочен, проверить конституционность закона и иных актов, в силу которого применена или должна быть применена метод административного принуждения, обжалованная в установленном законом порядке. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу, а решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Значительную роль по обеспечению законности в деятельности органов, применяющих принуждение, играют суды общей юрисдикции. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в ходе производства по делам, возникающих из административных правовых отношений среди общего объема дел, предназначенных для рассмотрения, рассматриваются, в том числе и дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Судебный контроль за действиями органов, управомоченных применять метод административного принуждения, осуществляют и арбитражные суды, содержание деятельности, которых состоит в проверке ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правоотношений, соответствие правоприменительных актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению обнаруженных нарушений действующего законодательства.
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением все действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор распространяется на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным. Это объясняется и тем, что в связи с недостаточным законодательным урегулированием вопросов о применении тех или иных видов административного принуждения, а также порядка их обжалования, прокуратура, выступая как средство обеспечения законности в действиях органов, управомоченных применять метод административного принуждения, рассматривает большинство жалоб на неправомерное применение этого административного метода, которые могли бы быть рассмотрены и в судебном порядке.
Важно отметить, что правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных правонарушениях.
2. 2. Меры административного принуждения, применяемые
в условиях чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РФ и Законом " О Чрезвычайном положении" (далее – Закон) на всей либо на части территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики1.
Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Основаниями введения
"а) попытки насильственного
изменения конституционного
б) стихийные бедствия,
эпидемии, эпизоотии, крупные аварии,
ставящие под угрозу жизнь и здоровье
населения и требующие
В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения. В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны:
"а) обстоятельства,
послужившие основанием для
б) основание необходимости введения чрезвычайного положения,
в) перечень и пределы чрезвычайных мер, и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан
г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение"1.
Указ о введении чрезвычайного
положения доводится до
На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с Законом. Высшие органы государственной власти и управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение.
Государственные органы, осуществляющие
управление в условиях
Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.
Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РФ.
Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 31 и 32 ФКЗ от 30.05.01. "О чрезвычайном положении".
Для обеспечения общественного
порядка, охраны жизни,
По предложению министра
На период чрезвычайного
положения могут
"а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;