Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие принуждения…………………………………………………..7
1. 1. Сущность принуждения……………………………………………………..7
1. 2. Характерные особенности и признаки административного
принуждения………………………………………………………………….….12
Глава 2. Виды мер административного принужде-ния………………………...14
2. 1. Классификация мер административного принужде-ния…………………14
2.1.1.Административно-предупредительные меры……………………………15
2.1.2.Меры административного пресече-ния…………………………………...20
2.1.3.Административные взыска-ния……………………………………………30
Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвы-чайного положе-ния……………………….……………...………………………60
Заключение……………………………………………………………………….71
Библиографический список……………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

курс.Админ.право.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

- когда на подозреваемом  или его одежде, при нем или  в его жилище будут обнаружены явные следы преступления"1.

Задержание производится, если совершено правонарушение и  имеется хотя бы одно из названных  выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов  об административном задержании;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения  постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

"Специальное задержание  продолжается более длительный  срок, чем общее, поэтому оно  может производиться только в  случае совершения лицом определенного,  прямо указанного в законе  проступка (например, мелкого хулиганства)". К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, "которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении"2.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

- задержание лиц, находящихся  в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших  мелкое хулиганство;

- задержание лиц, занимающихся  бродяжничеством и попрошайничеством;

- задержание лиц, уклоняющихся  от явки в суд, рассматривающий  дело о совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного  режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

В действующем КоАП РФ существуют следующие меры административного пресечения:

Административное  задержание1.

Конституция Российской Федерации  особое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности в российском обществе. Никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, строго предусмотренных законом:

·     при отказе правонарушителя подчиниться законным требованиям о прекращении действий, нарушающих общественный порядок или угрожающих общественной безопасности;

·     в случае необходимости составить протокол о совершенном административном правонарушении;

·     при отказе уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, а также при возникновении сомнений в правильности указания адреса и фамилии и при отсутствии свидетелей, которые могут подтвердить эти данные.

По своей юридической  природе административное задержание относится к мерам, которые применяются с целью пресечения, прекращения противоправных действий определенного характера - административных правонарушений. В зависимости от характера правонарушения административное задержание может состоять в задержании на месте совершения правонарушения для составления протокола или в задержании и доставлении в органы милиции.

Принудительное  лечение.

Особенностью этой меры является то, что она применяется  в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья нарушителя1.

Предупреждение (подписка) о прекращении противоправного  поведения. Содержание этой меры состоит в том, что нарушителю разъясняется противоправный характер совершенных им действий, он предупреждается о

возможности привлечения к ответственности и у него берется подписка о прекращении нарушения соответствующего правового акта. Предупреждение (подписка) может применяться лишь при установлении состава правонарушения.

В соответствии с законом  компетентные органы используют предупреждение как меру административного пресечения:

·     в отношении лиц, нарушающих паспортные правила в местностях, где введены специальные правила проживания и регистрации;

·     в отношении лиц, нарушающих правила административного надзора. 

 

Запрещение эксплуатации неисправного транспорта2.

В условиях быстрого количества роста автомашин, интенсивности  движения для обеспечения его безопасности и профилактики дорожно-транспортных происшествий Госавтоинспекция проверяет техническое состояние транспортных средств в процессе эксплуатации, на линии, ежегодно проводит технические осмотры транспортных средств, обследует автомобильные хозяйства, авторемонтные предприятия, станции технического обслуживания.

В зависимости от характера  технических неисправностей сотрудники Госавтоинспекции полномочны, задержать машину на месте до устранения обнаруженного дефекта, возвратить машину в гараж для устранения неисправностей, снять номерные знаки до приведения машины в исправное состояние.

       Приостановление работы объектов разрешительной системы. Государство устанавливает разрешительный, контролируемый порядок приобретения, хранения и перевозки таких предметов, как оружие и боеприпасы к нему, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества. Соответствующими нормативными актами разрешительный порядок распространяется также на открытие стрелковых тиров, оружейных магазинов, оружейно-ремонтных, пиротехнических и штемпельно-граверных мастерских. Бесконтрольное пользование названными предметами может нанести ущерб общественному порядку и безопасности.

Грубые нарушения правил разрешительной системы (отсутствие разрешения органов внутренних дел на открытие объекта, отсутствие условий, обеспечивающих безопасность его функционирования) должны немедленно пресекаться.

        Привод в органы милиции1. Эта мера административного пресечения направлена на эффективную борьбу с малозначительными правонарушениями и предоставляет право органам милиции в необходимых случаях подвергать приводу в органы милиции для официального предостережения и регистрации лиц, систематически допускающих нарушения общественного порядка и другие правонарушения, не повлекшие за собой применение мер административного или уголовного наказания.

Основанием для решения  вопроса о приводе могут явиться  заявления граждан, сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц, внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружинников, данные работников милиции о нарушениях общественного порядка и других правонарушениях, не повлекших за собой применения мер административного или уголовного наказания.

Применение  оружия. В соответствии с законодательством о необходимой обороне сотрудники милиции, пресекая общественно опасные посягательства и задерживая преступников, могут защищать охраняемые Российским государством интересы путем причинения вреда посягающему и применять в качестве крайней меры оружие. Право необходимой обороны возникает в результате общественно опасного посягательства на любой охраняемый правом интерес - как общественный, так и личный.

·     при защите граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если других способов защиты нет;

·     при отражении нападения преступника, когда жизнь работника милиции подвергается непосредственной опасности;

·     при нападении на конвой милиции, если нападение не может быть отражено другими способами;

·     при задержании преступника, оказывающего вооруженное сопротивление, совершающего побег из-под стражи, застигнутого при совершении особо опасного преступления, когда другими способами задержать его невозможно;

·     при отражении нападения на объекты, подлежащие охране.

В то же время применение оружия может рассматриваться правомерным  лишь при наличии определенных условий:

·     нападение должно быть общественно опасным, противоправным и осуществляться активными действиями посягающего;

·     нападение должно быть наличным, действительным, а не мнимым;

·     защита должна соответствовать характеру и опасности посягательства, способы и средства защиты должны быть соразмерны с характером и интенсивностью нападения;

·     защита должна совпадать во времени и пространстве с общественно опасным посягательством.

 

 

     2.1.3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ (НАКАЗАНИЯ)

Меры административного  взыскания представляют собой вид  юридической (административной), ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами"1.

Административное взыскание  занимает особое место в системе  мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко  выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают; - воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым  и наглядным способом; - взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения; - все административные взыскания налагаются на основе индивидуального специального акта управления - постановления или решения; - наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; - являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."2

Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.

Административное взыскание - это "мера наказания, применяемая  уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка"3.

В качестве административных взысканий органы внутренних дел применяют: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискацию, лишения права управления транспортным средством.

Порядок применения взысканий  регламентируется законодательством  об административных правонарушениях. Соответствующими полномочиями по применению и использованию мер административного  принуждения обладают внутренние войска, должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении государственного пожарного надзора.

 

Административное задержание лица,  совершившего административное правонарушение,  может производиться лишь  органами  (должностными лицами),  уполномоченными на то законодательством РФ, а именно:

"·    органами внутренних дел - при совершении  мелкого  хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного  неповиновения  законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении  им обязанностей по охране общественного порядка, проявления неуважения к суду, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами РФ;

·    пограничными войсками Российской Федерации - при совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего Пограничных войск Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел;

·     старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество;

·    должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил РФ,  правил дорожного движения"1.

Личный досмотр может  производиться уполномоченными  на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, а также и других уполномоченных на то органов2.

Информация о работе Виды мер административного принуждения