Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 09:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломной работы является выяснение правовой природы, оснований, целей применения принудительных мер медицинского характера, установление их места в системе средств уголовно-правового принуждения, а также определение отраслевой принадлежности норм, регулирующих порядок исполнения принудительных мер медицинского характера к психически больным.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
определить понятие и правовую природу принудительных мер медицинского характера, применяемых к психически больным;
рассмотреть порядок процессуального производства по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения;
исследовать проблемы прекращения производства по уголовному делу по применению принудительных мер безопасности и лечения
разработать положения по совершенствованию уголовно-правового регулирования принудительных мер медицинского характера и рекомендаций по совершенствованию практики их применения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................…..….с. 5
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ...............…....................................................................с. 10
1.1. Понятие и основания применения принудительных мер безопасности и лечения…………………………………………………..………………………………….….с. 10
1.2. Виды принудительных мер медицинского характера и их правовой режим...............................................................................................................…..........................с. 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ …………………………………………………………………………………..….с. 25
2.1. Особенности производства предварительного следствия по уголовному делу.................................................................................................................….………………...с. 25
2.2. Проблемы прекращения производства по уголовному делу по применению принудительных мер безопасности и лечения…………………………………………………………..………....…..с. 30
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ...……...…...........................с. 35
3.1. Производство в суде первой инстанции по применению принудительных мер безопасности и лечения...................................................................………..............…............................................................с. 35
3.2. Прекращение или изменение принудительных мер безопасности и лечения................................................................................................................................................….с. 41
3.3. Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения ……………...……..………..…………………………………………с. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................…............................с. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................…...........................с. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПРАВИЛЬНАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Основанием применения принудительных мер медицинского характера к  лицу, совершившему общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, необходимо считать следующий комплекс элементов: общественно опасное деяние, совершенное лицом в состоянии невменяемости; наличие психического расстройства, которое способствовало совершению деяния и которое необходимо лечить; общественная опасность психически больного лица, обусловленная возможностью причинения им иного существенного вреда либо опасность его для себя или других лиц.

Основанием применения принудительных мер медицинского характера к  лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, необходимо считать следующий комплекс элементов: совершение преступления; психическое расстройство лица, наступившее после совершения преступления, исключающее возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; общественная опасность психически больного лица, обусловленная возможностью причинения им иного существенного вреда либо опасность его для себя или других лиц.

Основными критериями назначения определенного  вида принудительных мер медицинского характера, применяемых к психически больным, выступают характер совершенного общественно опасного деяния (преступления) и психическое состояние лица, обусловленное характером психического расстройства и степенью общественной опасности лица.

Основанием для изменения вида принудительных мер медицинского характера  является степень общественной опасности  психически больного лица, при возрастании  которой применяется - более строгий вид принудительных мер безопасности и лечения, а при уменьшении степени общественной опасности более мягкий вид принудительных мер. Возможность изменения вида принудительного лечения обеспечивает максимальную эффективность воздействия принудительной меры медицинского характера на психическое состояние лица. Основанием для прекращения применения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором оно перестает быть общественно опасным вследствие выздоровления, либо улучшения, или ухудшения психического состояния настолько, что дальнейшее применение принудительных мер безопасности и лечения становится не эффективным.

При анализе в настоящей работе оснований и порядка применения принудительных мер безопасности и лечения  выявлены пробелы и неточности в законодательстве, которые затрудняют правоприменительную практику и не способствуют решению задач уголовного судопроизводства. Имеется немало аспектов уголовно-процессуального направления, разрешение которых невозможно в рамках действующего законодательства.

Для устранения коллизий и неточностей  предлагается корректировка ст. 181 и ч. 1 ст. 443 УПК Республики Беларусь, диктующих обязательность предварительного следствия. Эти нормы можно толковать как применяющиеся именно на этапе досудебного производства и исключающие производство дознания по этим делам.

Что же касается уголовных дел, находящихся в производстве суда, по которым установлены все обстоятельства уголовного дела, то не представляется целесообразным направлять их для производства предварительного следствия, так как необходимые процессуальные процедуры может восполнить сам суд.

Представляется необходимым в  ч. 3 ст. 448 УПК Республики Беларусь относительно упоминаемой в ней ст. 30 УПК  Республики Беларусь оговорить, что по этим основаниям прекращение производства по делу возможно только в отношении лица, совершившего преступление и заболевшего до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, и в отношении которого принудительные меры безопасности и лечения были прекращены судом, а также исключить фразу, касающуюся прекращения производства по делу «вне зависимости от наличия и характера заболевания лица».

Кроме того, для более строгой  процессуальной регламентации статуса  в отношении которого ведется  производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения вынесение специального постановления о начале производства по применению принудительных мер безопасности и лечения. Это действительно отграничило бы обычное производство от начала особого. С этого момента появился бы законодательно закрепленный новый участник уголовного процесса, что обусловило бы и обязательность определения его статуса.

Необходимо внесение уточнений  в уголовно-процессуальный закон  о недопустимости сокращенного порядка следствия по данной категории уголовных дел.

Только при таком подходе  производство по применению принудительных мер безопасности и лечения позволит органам дознания, предварительного следствия, суда обеспечить гуманное применение уголовно-процессуального закона в отношении лиц, после совершения преступления заболевшим душевной болезнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Республики Беларусь  от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн. принятыми  на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. – № 1.  1/0.; – 2004. – № 188. – 1/6032.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 в ред. от 26.10.2012 г. //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. Ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З в ред. от 26.10.2012 г. //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: кодекс Республики Беларусь от  11 января 2000 г. № 365-З в редакции Закона Респ. Беларусь от 22.08. 2010 г. № 122-З //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  5. Об оказании психиатрической помощи: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  6. Об обращении граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  7. О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата: Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
  8. Положение о госпитализации больных в психиатрические стационары утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь 5 ноября 1999 г. N 337 в редакции Приказа Министерства  здравоохранения Республики Беларусь от 14 октября 2005 г. № 600 с изм. от 20 ноября 2007 г.  №  118//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  9. Положение о сохранении информации о психическом состоянии граждан утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь 5 ноября 1999 г. N 337  в редакции приказа  Министерства  здравоохранения Республики Беларусь   от 14 октября 2005 г. № 600 с изм. от 20.11.2007 г.  № 118// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  10. Oб организации принудительного лечения психически больных со строгим и усиленны наблюдением Постановление Министерства  здравоохранения Республики Беларусь от 18 апреля 2001 г. № 26  // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
  11. Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда утв. Постановлением Минтруда и соцзащиты от 3.01.2003г. N 1 (рег. N 8/9067 от 30.01.2003г.) //КонсультантПлюс: Беларусь Технология 300  [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  12. Правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда утверждены постановлением Министерства тру<span class="da

Информация о работе Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения