Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа
Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.
Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) [48; 43].
Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.
Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т.д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.
От функций необходимо
отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории
находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую
Таким образом, основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются: конституционный контроль, правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность; уголовно-исполнительная деятельность; нотариальные действия; юридическая помощь и защита по уголовным делам. В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности: судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка [18; 10].
Основные направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу, осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне деятельности, обусловленной выявлением признаков преступления [49; 22].
1.3. Общая характеристика
правоохранительных органов.
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов - правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов - правоохранительные органы.
Надо заметить, что существует различный подход к понятию термина "правоохранительные органы", так Галустьян дает следующее определение: "под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства" [45; 14]. При этом "правоохрана" вполне может пониматься как "правозащита".
Из данного определения можно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: во-первых, осуществление правоохраны исключительно государственными органами и, во-вторых, возможность принудительного (силового) осуществления законности.
Определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах нет, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях.
Как верно отмечает Фокин
В.М., термин "правоохранительные органы"
является собирательным. Им объединяются
несколько групп
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят: либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений; либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве); либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания [44; 16].
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.
Итак, в общем представлении правоохранительные органы можно определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме [45; 17].
Существенными признаками
данного определения являются: права
и обязанности
Не следует смешивать понятия "правоохранительные органы" и "органы охраны общественного порядка (правопорядка)". Последние - это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова [26; 7].
Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются правоохранительными. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет заметное многообразие подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
Правоохранительными органами считаются только те, которые:
- непосредственно ведут борьбу с преступностью;
- искореняют преступления и иные посягательства;
- поддерживают порядок в общественных местах, и т. д.
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — т.н. ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
От понятия «
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:
1) восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
2) наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
3) восстановление нарушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность
1. начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
2. правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
3. правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
4. решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
5. законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
6. все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
С учетом определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);