Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97

Файлы: 1 файл

Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

- прокуратуру;

- некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.

Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):

- наделяются соответствующими полномочиями государством;

- содержатся за счет государственного бюджета;

- выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом.

В силу этого их нередко  именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.

Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической  помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями  либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.

Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности —  с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.

Соответствующие негосударственные  организации и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции — право­охранительной деятельности.

В особом пояснении нуждается  вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названных государственных  органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должностных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:

- следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);

- органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей);

- должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).

Вряд ли будет логично  все эти и некоторые другие органы (и соответствующих должностных  лиц) относить полностью к числу  правоохранительных только потому, что  на них возлагается осуществление  какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выяв­лении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.

Для названных и некоторых  других органов и должностных  лиц рассматриваемая правоохранительная функция— крайне незначительная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.

Из числа органов  и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, полностью правоохранительными  можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом  полицию) и подразделения госнаркоконтроля, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.

В связи с характеристикой  правоохранительных органов, их системы  требует особого комментария  и вопрос о допустимости отнесения  к числу таких органов судов.

В течение длительного  времени считалось бесспорным, что  суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимыми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд— орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.

В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере три существенных обстоятельства:

1. отнесение того или  иного органа к числу правоохранительных  отнюдь не означает лишения  его независимости и подчинения  другим однородным органам;

2. исключение судов  из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органами, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд — лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;

3. стремление исключить  суды из числа правоохранительных  органов вполне можно расценивать  как результат весьма упрощенного  понимания сущности правоохрани­тельной  деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных местах и т. п.

Однако правоохранительная деятельность — это многое другое из области охраны права с помощью  юридических средств, реально осуществимых, как правило, судами и только ими.

При характеристике круга  и системы правоохранительных органов  следовало бы иметь в виду и  предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное  лицо — Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе также отмечено, что его деятельность “дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих за­щиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет [37; 87].

 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ, ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2.1. Нормативные  и организационно-правовые основания  правоохранительной деятельности  органов внутренних дел

Законодательство о  правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.

Все нормативно-правовые акты, содержащие обязательные правила  поведения, взаимосвязаны между собой в порядке подчиненности и образуют определенную иерархию, подразделяясь на законы и подзаконные акты, которые располагаются по значимости в зависимости от характера государственного органа, издающего тот или иной нормативный акт [47; 302].

В зависимости от юридической  силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

 • Конституцию  РФ, которая имеет высшую юридическую  силу. Все иные нормативно-правовые  акты должны соответствовать  Конституции;

 • федеральные  законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

 • указы и распоряжения  Президента РФ, которые чаще всего  принимаются по вопросам организации  и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти;

 • постановления  и распоряжения Правительства  РФ, которые должны соответствовать  Конституции РФ, федеральным законам,  указам и распоряжениям Президента  РФ;

 • акты министерств  или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции РФ. Министерство внутренних дел РФ и г. п.). Указанные акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;

' общепризнанные нормы  международного права и международные  договоры РФ, касающиеся правоохранительной  деятельности и имеющие большую  юридическую силу, чем федеральные  законы, и применяющиеся преимущественно  перед последними.

Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления правоохранительной деятельности:

 • разъяснения  по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ  и Высшим Арбитражным Судом  РФ в форме постановлении Пленумов  Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ - для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов). Применяются также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);

 • постановления  Конституционного Суда РФ. касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах  в зависимости от их содержания:

 • акты общего  характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации "О безопасности" от 28.12.10г. и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина"), многие из которых имеют прямое отношение к правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть" определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов. Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;

 • акты о правосудии ч судебной власти: Федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 6 декабря 2011г.) и "О Конституционном Суде РФ" от 21.07.94 (в ред. от 28 декабря 2010г.), Закон Российской Федерации "О статусе судей" от 26.06.92 (в ред. от 8 декабря 2011г.) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;

 • акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы "О судебной системе РФ", "О Конституционном Суде РФ", Федеральные законы "О судебных приставах" от 21.07.97 (в ред. от 06 декабря 2011г.), "О третейских судах" от 24.07.2002 ( в ред. от 21 ноября 2011г.), "Об органах судейского сообщества в РФ" от 14.03.2002 (в ред. от 3 декабря 2011г.) и т. п. Указанные акты направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;

 • акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 (в ред. от 21 ноября 2011г.) и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора, средства- прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;

 • акты о выявлении и расследовании преступлений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 (в ред. от 07.12.2011), Закон Российской Федерации "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры, налоговой полиции и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;

Информация о работе Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений