Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97

Файлы: 1 файл

Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно частная  охранная организация должна сотрудничать с правоохранительными органами, информируя их о тех событиях и  лицах, которые традиционно интересуют государственные правоохранительные структуры.

Совместная деятельность указанных структур по поддержанию общественного порядка показывает, что именно по инициативе органов внутренних дел могут создаваться специализированные частные правоохранные структуры, например, предназначенные для поддержания порядка в гостиничных комплексах и прилегающих к ним территориях, в местах парковки автомашин и т. п.

Для совместной деятельности частных и государственных правоохранительных органов в сфере поддержания  общественного порядка характерны совместные патрулирования и рейды  сотрудников милиции общественной безопасности и работников частных охранных организаций в пределах совместно охраняемой территории, а также по месту проведения спортивных и зрелищно-массовых мероприятий, выставок, презентаций, где находятся лица, безопасность которых обеспечивает частная правоохранная структура.

Особым аспектом взаимодействия государственных и частных правоохранных  структур является сфера кадровой работы. Например, кадровые аппараты правоохранительных органов и спецслужб могут  оказывать помощь частным детективным, охранным организациям, службам безопасности в подборе требующихся им специалистов из числа сотрудников, увольняемых в отставку по различным причинам. Помимо этого существует взаимодействие и в области подготовки кадров для частных правоохранных структур, а также совместное проведение семинаров, научно-технических конференций.

Принципиально важным является вопрос о формах этого взаимодействия. Практикой выработаны следующие  его варианты. Во-первых, это периодические  встречи, например, руководителя территориального органа внутренних дел с компетентными представителями частных правоохранных структур, функционирующих на территории юрисдикции данного органа. Возможно выделение в различных службах органа внутренних дел сотрудников, в функциональные обязанности которых входило бы поддержание рабочих контактов с частными правоохранными структурами.

Во-вторых, возможно создание на региональном уровне специализированного  подразделения, сотрудники которого отвечали бы за поддержание контактов с  частными детективными, охранными организациями, службами безопасности юридических лиц. Такой отдел мог бы готовить и издавать информационные бюллетени для указанных структур, формировать банк данных, сведения концентрируемые в котором были бы доступны частным правоохранным структурам. Также в функции указанного отдела может входить организация и проведение рабочих встреч, семинаров, конференций по проблемам, представляющим взаимный интерес.

Зарубежная полицейская  практика свидетельствует о необходимости  сделать взаимодействие частных и государственных правоохранных структур добровольным и взаимовыгодным. Цель такого сотрудничества должна заключаться в том, чтобы указанные структуры функционировали как союзники, дополняя усилия друг друга в деятельности по поддержанию правопорядка в обществе. Этот опыт подлежит изучению и адаптации отечественной право-охранной практикой [7; 65].

Наиболее сложным и  актуальным является направление взаимодействия по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и организованными  преступными группировками, действующими в сфере экономики.

Как одно из реальных направлений  следует рассматривать взаимодействие при пресечении каналов наркобизнеса и контрабанды, незаконного оборота  оружия и ВВ.

Наиболее крупные негосударственные  службы безопасности осуществляют охрану отдельных госпредприятий, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов жизнеобеспечения, уязвимых в террористическом отношении. В условиях осложнения оперативной обстановки в городах России в связи с осуществлением терактов сотрудники НГСБ могут привлекаться для поиска лиц, совершивших теракт и обсле­дования различных помещений в поисках СВУ, в том числе с привлечением кинологов.

Практика и опыт показывают, что наиболее высокий уровень  экономической безопасности обеспечивается на предприятиях, где реализуется весь комплекс ее составляющих, а не только силовые меры, как это практикуется повсеместно. Ведь главной целью экономической безопасности предприятия является его устойчивая и максимально эффективная деятельности, как в настоящее время, так и в будущем. А достигается это только путем:

- обеспечения высокой  финансовой эффективности работы  предприятия и его финансовой  устойчивости и независимости;

- качественной правовой  защищенностью всех аспектов  деятельности предприятия;

- обеспечением защиты  информационной среды предприятия,  коммерческой тайны и достижением  высокого уровня информационного  обеспечения работы всех его  служб;

- обеспечением безопасности  персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов.

Выполнение каждой из этих задач является важнейшим условием для достижения главной цели - создания полновесной и всеобъемлющей  системы экономической безопасности предприятия, фирмы, ФПГ и т.д. и  т.п. Думается, что в этом процессе есть еще очень много незаполненных ниш, где частные предприятия безопасности могли бы найти свое применение, не мешая, а наоборот, сотрудничая с правоохранительными органами.

Отдельные негосударственные  структуры безопасности пользуются большим доверием со стороны иностранных партнеров, нежели правоохранительные органы. Различные дипломатические миссии, зарубежные правительственные и коммерческие организации, их представительства используют отечественные структуры безопасности для непосредственного обеспечения физической охраны своих офисов и помещений, мест компактного проживания и отдыха, считая таких партнеров более эффективными и «безопасными», чем подразделения вневедомственной охраны органов внутренних дел, якобы «находящиеся под контролем соответствующих органов.

При организации взаимодействия следует учитывать следующее.

Негосударственные предприятия  безопасности функционируют за счет выполнения заданий различных заказчиков, не зная, что они из себя представляют - насколько они законопослушны, связаны ли с оргпреступностью, а также каковы дальнейшие цели использования результатов деятельности негосударственных предприятий безопасности.

Особую опасность представляют организации, внешне являющиеся обычными фирмами, на самом деле созданные  организованными преступными структурами. В связи с этим, считают эксперты, для создания условий стабилизации обстановки необходимо обозначить основы взаимовыгодного сотрудничества государства и коммерческих структур.

Коммерческие охранные структуры могли бы также оказывать  косвенное содействие правоохранительным органам путем неоказания услуг физическим и юридическим лицам, причастным организованным преступным структурам. Таким образом, основной вопрос - объединение усилий государственных и коммерческих структур с целью выявления организаций, которые фактически осознанно действуют в интересах правонарушителей, а также создания вокруг этих фирм атмосферы коммерческого вакуума, обеспечения особого внимания к ним со стороны правоохранительных органов.

Процесс создания подобной системы на государственном уровне сталкивается с определенными трудностями. По нашему мнению, наиболее серьезными из них является отсутствие четкой законодательной основы создания, развития и функционирования подобной системы, ее взаимодействия и координации с государственной правоохранительной системой.

Негосударственные предприятия  безопасности, ориентирующиеся в  своей стратегии на оказание помощи государству в обеспечении экономической  безопасности, борьбе с криминальными  проявлениями по праву должны быть признаны элементами общей системы обеспечения национальной безопасности и равноправными субъектами взаимодействия с правоохранительными органами государства.

Однако отсутствие законодательной  базы по организации взаимодействия не позволяет в полной мере использовать возможности НГСБ в интересах государства. Иногда охранным структурам более выгодно пойти на сговор с коррумпированными чиновниками, чем обратиться в правоохранительные органы, т.к. это может повлечь за собой крайне негативные последствия для бизнеса и личной безопасности предпринимателя. Так что резервы для улучшения качества взаимодействия есть и их надо использовать [19; 12].

Таким образом, принятие ряда законов и подзаконных актов  по регулированию взаимодействия органов  внутренних дел с общественными  объединениями как одним из главных каналов связи государства с населением может существенно облегчить решение целого комплекса задач, стоящих перед системой МВД России. При этом рассмотренное в данной статье взаимодействие должно осуществляться на основе принципов законности, системности, прогнозирования, профессионализма, патриотизма и объективности.

 

ГЛАВА 3. МЕСТО  И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

3.1. Особенности  становления и развития органов  внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ

По справедливому замечанию  Ф. Энгельса, "полиция также стара, как и государство" [38; 119]. Слово "полиция" происходит от греческого politeia (polis - город) - так Аристотель называл городские или, если учесть, что в то время представление о государственности было связано только с городом, - и в целом государственное управление, устройство. Основой смысл усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности. Римляне заимствовали слово "полиция ", и из средневековой латыни с конца XVI века оно входит в лексикон европейских государств. При этом рассматриваемый термин употребляется в самом неопределенном смысле, включая "доброту нравов", хорошую нравственность, охраняемую законом" [42; 20]. В XVI веке в городах Западной Европы полиция возникает как правительственное учреждение, имеющее своей задачей обеспечение безопасности. Однако само понятие полиции к концу XVI века охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность.

Милиция (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат - пехотинцев (лат. miles), что, в свою очередь, производится от mille (тысяча, легион). Со времени учреждения постоянных армий в противоположность им милицией стали называть войско, формализуемое только на время войны, родополчение, совокупность всех обученных военному делу военно-способных граждан, срок обучения которых сводился до минимума. В мирное время кадров для образования милиции не содержалось вовсе, или они содержатся в самом незначительном составе.

Термин "милиция" использовался  кроме того "для обозначения  обывательских дружин, формируемых  для несения полицейской службы и охранение порядка в тех  случаях, когда правительственная  власть силою обстоятельств (народное волнение, эвакуация в виду наступления неприятеля) лишается возможности правильно отправлять свои функции".

Полицейская функция  возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных  образованиях восточных славян (VI - VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

С конца XV века на местах стала формироваться система  полицейских служителей - бирючей, тюремных сторожей, палачей и т.д. В период с конца XV века до середины XVI века полицейские  функции осуществляли в центре органы дворцово-вотчинного управления, а на местах - наместники и волостели. Позже к ним присоседятся временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми различным поручениями, в том числе с для борьбы с разбоями.

За точку отсчета  начала организации и деятельности специальных служб на Руси, по видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции.

Иван IV заложил основы использования политического сыска  для формирования ближайшего окружения лидера государства из политически благонадежных соотечественников, путем предоставления последним наиболее благоприятных условий для существования, достаточно широких прав и свобод, а также изгнание в отдельные районы, с менее благоприятными условиями существования людей, в преданности некоторых царь испытывал сомнение, причем зачастую ничем не обоснованные [51; 80].

В эпоху сословно представительной монархии (середина XVI - XVII века) под  влиянием обострений, вызванных развитием  крепостного права, сеть органов выполняющих полицейские функции, существенно расширилась. На смену дворцово-вотчинной пришла приказная система управления. В числе приказов можно было выделить группу выполнявших преимущественно судебно-полицейские функции. В середине XVI века систему полицейско-сыскных органов государства возглавлял разбойный приказ. Он занимался сыском и судом по "разбойным" делам и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией. В Москве и Московском уезде функции борьбы с преступностью были возложены на земский приказ.

Информация о работе Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений