Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97

Файлы: 1 файл

Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

В XVII веке произошла реорганизация  местного управления: в 146 городах с  уездами земские, губные избы и городовые  приказчики стали подчиняться назначаемым  из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.

Основные полицейские  функции сводились к охране общественного  порядка. Во всех наказах предписывалось смотреть, чтобы нигде не было "бою, грабежу, корчму, табаку, распутства и  недозволенной игры". На воевод была возложена поимка воров и разбойников. Воеводы организовывали регистрацию всех приезжих в съездной избе, регулировали выезд из своего города и уезда.

Обзор исторических материалов, отражающих организацию и деятельность органов раннефеодальной и сословно - представительной монархии, показывает, что специальных органов полиции в России X - XVII в. в. не было. Полицейские обязанности выполнялись большинством органов государства как в центре, так и на местах. Поэтому термин "полиция" можно употреблять по отношению к России XVII в. лишь условно. Более правильно будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие в последствии особую полицейскую функцию, вычленявшихся из общей охранительной функции государства.

Во второй половине XVII века - 1 четверти XIX века в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц. С начала XVIII века стали появляться регулярные полицейские формирования.

Первая специальная  полицейская должность в России появилась в 1718 году - в Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и прочее, "непорядочное и непотребное житье отгоняет", принуждает каждого к труду и честному промыслу; надзирает за домостроительством и содержанием в частоте улиц и дорог; обеспечивает санитарную безопасность; запрещает излишества в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает "вдов, силых и чужестранных", воспитывает юношей "в целомудренной чистоте честных науках". В регламенте отмечается, что "… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальных подпор человеческой безопасности и удобности".

Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских  органов, предназначенный для защиты фискально-полицейских интересов абсолютистского государства.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены  городские правления - ратгаузы, соединявшие  в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно-политические органы - ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В 1802 году было создано  министерство внутренних дел, основной задачей которого было заботиться "о  повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве  империи". В 1810 году из МВД выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло из 2-х канцелярий (общей и особенной и 3-х департаментов. Административно - полицейским аппаратом, тюрьмами ведал департамент полиции исполнительной, продовольственными делами - департамент полиции хозяйственной, а снабжением медицинских учреждений лекарствами - департамент полиции медицинской. В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

В 1837 году была реорганизована система полицейских органов в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные деления - станы. В связи с этим появилась должность станового пристава. Становый пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. Свод законов 1832 года не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять "домашние" средства наказания.

Корни процесса становления  советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.1917 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции "народной милицией".

Правовым основание  организации советской милиции  постановление НКВД "О рабочей  милиции" изданное 28.10 (10.11). 1917 г. В  этом постановлении не предусматривались  организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу. Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности. В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций.

Система уголовного розыска  возникла в октябре 1918 года, после  утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.1918 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.

Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК.

В 1934 г. был образован  общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы. В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО).

Таким образом, исторический опыт строительства и деятельности милиции может и должен быть творчески  использован для поиска наиболее эффективных решений в современных  условиях [42; 319].

 

3.2. Современная  система органов внутренних дел

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел, включающих в себя полицию, входят:

1) центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России).

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011г. N 248 в структуру  центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации входят:

1. Министр внутренних  дел Российской Федерации.

2. Первый заместитель  Министра внутренних дел Российской  Федерации.

3. Заместители Министра  внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь - заместитель  Министра внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель Министра  внутренних дел Российской Федерации  - главнокомандующий внутренними  войсками Министерства внутренних  дел Российской Федерации.

6. Главное командование  внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление  по обеспечению безопасности  дорожного движения.

10. Главное управление  по обеспечению охраны общественного  порядка и координации взаимодействия  с органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление  по противодействию экстремизму.

12. Главное управление  собственной безопасности.

13. Главное управление  на транспорте.

14. Главное управление  уголовного розыска.

15. Главное управление  экономической безопасности и  противодействия коррупции.

16. Департамент государственной  службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства  и работы с обращениями граждан  и организаций.

18. Департамент информационных  технологий, связи и защиты информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической  политике и обеспечению социальных  гарантий.

21. Договорно-правовой  департамент.

22. Организационно-аналитический  департамент.

23. Национальное центральное  бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное  управление.

27. Управление по взаимодействию  с институтами гражданского общества  и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению  безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению  деятельности подразделений специального  назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению  безопасности крупных международных  и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно- розыскной информации.

32. Управление по организации  дознания.

Подразделения, указанные  в пунктах 8-15, 23, 25, 28-32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции [14; 1].

2) территориальные органы МВД России.

Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).

Территориальные органы входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и подчиняются МВД  России.

Руководство деятельностью  территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр).

Положения о территориальных  органах утверждаются Министром  на основании настоящего Типового положения.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно  и (или) через подчиненные территориальные  органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы внутренних дел), подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее также - подчиненные органы и организации).

Перечни органов внутренних дел, подразделений и организаций, подчиненных территориальным органам, утверждаются Министром.

Основными задачами территориального органа являются:

1) обеспечение защиты  жизни, здоровья, прав и свобод  граждан Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц  без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации;

2) управление подчиненными  органами и организациями;

3) осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (далее - государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы во внутренних войсках МВД России (далее - внутренние войска).

Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе.

Информация о работе Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений