Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97

Файлы: 1 файл

Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

 • акты об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93 (с изменениями на 6 декабря 2011 года), Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31.05.2002 № 63-ФЗ (с изменениями на 21 ноября 2011 года) и др. Эти акты регулируют вопросы организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь (адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных органов [52; 30].

 

 

 

 

2.2. Теоретико-правовые  аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России

Свою деятельность МВД  России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.

Задачи и полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного порядка (ст.132 Конституции Российской Федерации) [1; 77].

В соответствии с действующим  законодательством местная администрация  в пределах своей компетенции  осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью  обеспечивает охрану общественного  порядка на подведомственной территории.

Компетенция органов государственной власти в сфере внутренних дел слагается из объема их полномочий.

Федеральные органы представительной и исполнительной власти осуществляют общее руководство в сфере  внутренних дел. Они определяют основные направления федеральной политики в сфере внутренних дел России.

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации обеспечивает законодательное регулирование  отношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферах жизнедеятельности на всей территории России; осуществляет законодательное регулирование организации управления внутренними делами, конституционные права, свободы и обязанности граждан, другие отношения, регулирование которых согласно Конституции Российской Федерации относится к компетенции России, устанавливает общие принципы, основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению России.

Президент Российской Федерации  издает указы по вопросам, относящимся  к сфере внутренних дел, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности.

Правительство Российской Федерации участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. На основе и во исполнение законов, указов Президента России и иных актов Федерального Собрания и Президента издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяет и направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Важными полномочиями в  сфере внутренних дел обладают представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответствующие законы, указы, постановления, распоряжения, в которых детализируются и конкретизируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации; принимают нормативные акты, необходимые для регулирования вопросов управления внутренними делами республиканского, краевого, областного, городского, окружного значения. Представительные органы субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые нормативные акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на соответствующей территории. Правительства республик, администрации (правительства) краев, областей, городов федерального значения, округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, осуществляют меры по защите интересов государства и общественной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им всемерную помощь, организуют борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями [15; 56].

Поскольку профессии  частного детектива и частного охранника  приобрели правовую основу для своего существования, то у сотрудников  государственных правоохранительных органов и спецслужб появилась  возможность после увольнения из указанных структур продолжить трудовую деятельность в данном качестве. Вполне закономерно, что работник органов государственной безопасности или же органов внутренних дел, длительное время проработавший в определенных подразделениях вышеуказанных ведомств, объективно обладает кругом друзей из числа бывших коллег по работе, с которыми он не порывает своих отношений.

Их увольнение, таким  образом, не означает разрыва отношений  со своими коллегами по прежней- службе. Сохранению этих связей благоприятствует то обстоятельство, что и современных условиях созданы и функционируют многочисленные ветеранские организации, где у действующих и уволенных в отставку сотрудников спецслужб и правоохранительных органов имеется возможность общаться, поддерживая стабильные контакты. Сказанное свидетельствует о том, что взаимоотношения сотрудников государственных и частных нравоохранных структур могут иметь прежде всего неформальный характер. Отрицательно оценивать это явление нельзя, так как такие контакты позволяют этим лицам рассчитывать на взаимопомощь, поддержку, особенно в условиях как обычных, так и чрезвычайных обстоятельств.

Помимо неформальных, государственные и частные правоох-ранные структуры устанавливают официальные  деловые контакты. Поскольку частная правоохранная деятельность подразделяется на частный сыск и охрану, то возможны варианты взаимодействия, приемлемые и для частных детективных, и частных охранных организаций, а также те, которые характерны только для конкретных видов деятельности частных правоохранных структур.

Любая частная правоохранная  структура может взаимодействовать  с государственными правоохранительными  органами в форме обмена информацией. Однако последняя может быть различной  по содержанию и представлять интерес  и для частной детективной, и для частной охранной организации, а также для соответствующих организаций служб безопасности. Так, частные детективы, прежде всего работающие в охранно-детективных подразделениях юридических лиц, нуждаются в сведениях, касающихся особенностей противоправных деяний, в расследовании которых им приходится участвовать. Например, это данные о различных способах мошенничества, совершение которого вероятно в отношении хозяйствующих субъектов, и о лицах, профессионально занимающихся этой деятельностью. Для служб безопасности важны данные и об иных преступлениях, которые могу! затрагивать интересы хозяйствующих субъектов.

Однако взаимодействие, н том числе в информационной сфере, не может быть односторонним. Поэтому частные правоохранные  структуры, оказывающие детективные услуги, должны своевременно информировать государственные правоохранительные органы о лицах и фактах, которые могут представлять для них интерес, тем более, что законодатель обязывает частных детективов” сообщать в органы внутренних дел о выявленных ими противоправных деяниях.

В ряде случаев такое  информирование бывает неизбежным, когда  хозяйствующий субъект стал объектом мошенничества, промышленного шпионажа, противоправных деянии, совершенных  террористическими методами, а также  вымогательств, шантажа и т. п: В том случае, когда служба безопасности передает в государственный правоохранительный орган материалы о преступлении, совершенном сотрудником хозяйствующего субъекта, соответствующий детектив будет взаимодействовать с конкретными представителями правоохранительного ведомства не только в форме обмена информацией, но и путем осуществления детективного сопровождения дознания или предварительного следствия по уголовному делу.

Указанный вариант взаимодействия возможен и в ходе частно-детективного расследования по любому уголовному делу, а не только по тем дeлaм, которые связаны с работой служб безопасности хозяйствующих субъектов. Российский законодатель допускает участие часчного детектива в сборе сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Здесь возникает вопрос о возможности выступить в роли заказчика такой услуги со стороны правоохранительного органа. В зарубежной полицейской практике такой вариант имеет место, особенно если процесс расследования затягивается по ряду причин и не является результативным. а расследуемое преступление представляет серьезную угрозу для общества.

Характерной же особенностью законодательной регламентации  статуса частных правоохранных  структур в России является тенденция  к признанию их альтернативными правоохранными органами по отношению к государственным ведомствам, осуществляющим правовые функции. Законодатель в российском законе о частной правоохране 1992 г. подчеркивает это обстоятельство, указывая, что правовой статус частного детектива и сотрудника оперативного подразделения не являются равнозначными. Очевидно, что отождествлять их полномочия в полном объеме нельзя, однако признавать абсолютно единственно правильной идею о том, что частный детектив должен осуществлять свою деятельность как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица или наемный работник частной детективной организации, службы безопасности нельзя. В современных условиях, когда кризис правоохранительной системы очевиден, было бы оправданно рассмотреть и ада тировать к современным условиям идею создания частных детективных бюро при уголовном розыске, где бывшие сотрудники этой службы по договору с клиентами решали бы проблемы криминального характера, которые законодатель счел бы целесообразным отнести к их компетенции. Тем более, что попытка воплотить в жизнь эту идею имела место в 1922 г.

В этом случае организационно-правовая форма таких частных детективных  бюро объективно благоприятствовала бы взаимодействию их персонала с сотрудниками различных подразделений милиции.

Безусловно, что подобного  рода предложения могут быть подвергнуты  критике с акцентами на “коммерциализацию” правоохранительной деятельности. Однако в практике уголовного розыска имеет  место осуществление оперативной  работы с опорой на помощь внештатных сотрудников милиции, которые, в течение продолжительного времени практически безвозмездно выполняли и выполняют определенную работу в сфере предупреждения и раскрытия уголовных преступлений.

Конечно, и ранее среди  внештатных сотрудников милиции встречались бывшие сотрудники уголовного розыска и других оперативных подразделений, однако в основном все они стремились найти оплачиваемую работу, характер которой был абсолютно не связан с их предыдущей деятельностью. Но ведь не является секретом то обстоятельство, что опытный оперативный работник - это результат сложнейшей и дорогостоящей специальной подготовки, усиленной многолетней практикой оперативной работы. И если государство делает спектр детективных услуг узким, полномочия частных детективов ничтожными, а организационно-правовые формы их деятельности крайне жесткими, в частности, изолированными от органов внутренних дел, то здесь налицо легкомысленное отношение к вложению государственных средств в создание “штучного продукта” в виде сыщика. Ведь многие оперативные работники милиции в силу неадекватного материального обеспечения, а порой и предвзятого отношения различного рода руководителей к работе оперативных служб вынуждены покидать их. Безусловно, что положительной является возможность работать примерно в том же профессиональном качестве. Однако было бы оптимальным в нынешних рыночных условиях предоставить возможность бывшим оперативным работникам милиции реализовать свой потенциал в хозрасчетных структурах при органах внутренних дел, оказывающих услуги посредством детективной деятельности. Ведь имеет же соответствующий статус вневедомственная охрана при органах внутренних дел.

Информационный обмен, а также совместная деятельность характерны для государственных  и частных правоохранных структур, призванных обеспечивать поддержание общественного порядка. Для частных охранных организаций, охранных подразделений служб безопасности важны сведения, позволяющие идентифицировать лиц, находящихся в розыске, в том числе совершающих опасные преступления, данные о номерных знаках угнанных автомашин, сведения о криминогенной обстановке, складывающейся в местах дислоцирования объектов, взятых под частную охрану. Важное значение имеет и планирование совместных действий, например, горрайоргана внутренних дел и частного охранного предприятия, службы безопасности юридического лица на случай чрезвычайных обстоятельств (вооруженного нападения на охраняемые объекты, поступление угроз об их взрыве с выдвижением определенных условий шантажного характера, захвате заложников и т. д.).

Информация о работе Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений