Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа
Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.
Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97
Территориальный орган
осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с территориальными органами других
федеральных органов
Деятельность территориального органа является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
При территориальном органе и подчиненных ему органах внутренних дел действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В территориальном органе
в целях обеспечения его
Территориальный орган создается, реорганизуется и ликвидируется Министром в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территориальный орган имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации [10; 1].
3) образовательные учреждения системы МВД России,
4) научно-исследовательские организации системы МВД России,
5) медико-санитарные организации системы МВД России
6) санаторно-курортные организации системы МВД России.
7) окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России.
8) представительства МВД России за рубежом,
9)иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:
В состав полиции входят также:
- Департамент обеспечения
безопасности дорожного
- СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)- основная задача создания СОБРов — борьба с организованной преступностью во всех её проявлениях, всеми видами и способами. Однако в связи с изменением внутриполитической обстановки СОБРы успешно применялись, в том числе в войсковых операциях, проводимых в СКР.
- ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)- подразделения полиции, декларируемое предназначение которых — выполнение опасных заданий в городских условиях, включая захват и ликвидацию вооружённых преступников, а также силовое подавление массовых беспорядков. Также используется для физического недопущения и прекращения проведения не санкционированных властями публичных мероприятий.
Как правило, отряды особого назначения лучше вооружены по сравнению с обычными сотрудниками полиции, сотрудники ОМОН проходят специальную подготовку, привлекаются для решения задач обеспечения порядка и безопасности в «горячих точках» на территории России.
- Участковый уполномоченный полиции- участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.
Должности участковых уполномоченных
полиции являются должностями среднего
начальствующего состава и
- Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства
- В Казани и Москве существует также экологическая полиция- организационная правоохранительная структура в составе МВД России по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Основными задачами экологической полиции являются:
3.3. Пути совершенствования
системы органов внутренних
Сложившаяся в последние годы в Российской Федерации система обеспечения правопорядка, организации и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а также их структура не соответствуют новым политическим и экономическим условиям функционирования государства, конституционным принципам федерализма и организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Правоохранительные органы выполняют множество избыточных функций, отдельные полномочия правоохранительных органов дублируются органами, осуществляющими контрольные функции (в области потребительского рынка, предпринимательской деятельности, природопользования и других областях). Это приводит, с одной стороны, к созданию дополнительных административных барьеров в экономике, а с другой - к значительным бюджетным расходам.
Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов, содержит положения, противоречащие принципам межбюджетных отношений. Многоканальная система бюджетного финансирования полиции в Российской Федерации не позволяет обеспечить финансовую прозрачность ее деятельности, оценить эффективность расходования средств налогоплательщика. Многочисленные льготы и преференции, предоставляемые сотрудникам правоохранительных органов, порождают финансовые обязательства региональных и местных бюджетов, средства на реализацию которых отсутствуют.
Значительный объем
выполняемых
Отсутствует достаточно
эффективный внешний
С учетом изложенного, реформирование системы правоохранительных органов предлагается осуществить исходя из следующих принципов: повышение уровня открытости правоохранительных органов, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля; освобождение от избыточных функций; концентрация усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств; законодательное закрепление единых подходов к оценке деятельности правоохранительных органов в сфере осуществления уголовного преследования [37; 24].
Год назад, а именно 1 марта 2011 года, вступил в силу Федеральный закон «О полиции». По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. Что сейчас происходит в наиболее многочисленной правоохранительной структуре страны, чем вызваны изменения и насколько они успешны.
Начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года - когда Закон «О полиции» вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.
Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка - российской полиции, была сформирована законодательная база ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы.
Проведена внеочередная аттестация личного состава и обновлен кадровый состав, включая руководящее звено, начато преобразование ведомственного кадрового обеспечения.
Кардинально изменена система социальной поддержки сотрудников как во время службы, так и после увольнения.
Министерство внутренних дел избавляется от несвойственных функций. Отрыв от основной функции - правоохраны - сведен к минимуму. Продолжается большая работа, направленная на изменение отношения к документации, - сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это очень важно, поскольку граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема.
В этой связи в повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются электронный документооборот, а также передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Это закреплено нормативно. В статье 11 Федерального закона «О полиции» определена не просто такая возможность, а обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Произошедшие изменения в деятельности министерства наглядно подтверждают, что реформирование было не самоцелью и тем более не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески.
Проблемы действительно есть, но мы их видим и теперь наша задача - целенаправленно работать по этим точкам, оперативно реагировать и принимать меры по их устранению.
Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.
Менялся сложнейший институт, остававшийся длительные годы без преобразований, внутри которого объективно накопилось множество изъянов. Многие когда-то результативные конкретные методы, средства, приемы и даже принципы деятельности в некоторой степени утратили свою эффективность. Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан. Выход был только один - строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.
Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть.
Сотрудники органов
внутренних дел вписали немало героических
страниц в нашу историю. Только за
2011 год зарегистрировано более двадцати
тысяч преступлений, совершенных
в отношении сотрудников
Уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, успешно решает поставленные задачи. Это показало подведение итогов деятельности за 2011 год на расширенном заседании коллегии МВД России.
Реформирование органов внутренних дел было обусловлено целым комплексом причин. Прежде всего тем, что граждане Российской Федерации, приняв на референдуме в 1993 году Конституцию, закрепив принципы построения правового и демократического государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, сделали свой выбор.