Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических веществ или их аналогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических веществ или их аналогов, изучение данной категории преступлений в системе преступлений против здоровья населения. Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
Раскрыть общую характеристику преступлений против здоровья населения;
Проанализировать понятие и виды преступлений против здоровья населения;
Изучить историю развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения;
Охарактеризовать понятие предмета преступления предусмотренного ст. 228.1 УК РФ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Преступления против здоровья населения
1.1. Общая характеристика преступлений против здоровья населения
1.2. Понятие и виды преступлений против здоровья населения
1.3. История развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических веществ или их аналогов
2.1. Понятие предмета преступления предусмотренного ст. 228.1 УК РФ
2.2. Субъект и субъективная сторона преступлений связанных с оборотом наркотических веществ
2.3. Объект и объективная сторона преступления предусмотренного ст. 228.1 УК РФ
2.4. Уголовная ответственность за производство, сбыт или пересылку наркотических веществ или их аналогов
Глава 3. Международный опыт, направленный на борьбу с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических веществ или их аналогов
3.1. Зарубежный опыт, направленный на борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ (на примере).
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических веществ или их аналогов.docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

Таким образом, добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов означает, что лицо, в ведении которого они  находятся, по собственному волеизъявлению сдает их представителям власти при  полном осознании реальной возможности  распорядиться ими37.

Предложения о расширении сферы исследуемого примечания выдвигаются  и в научной литературе. В частности, предлагается распространить действие примечания к ст. 228 УК РФ на иные преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Исключение должны составить лишь хищение, вымогательство наркотических средств и психотропных веществ, а также склонение к потреблению этих препаратов с применением насилия, так как совершение этих преступлений связано с насилием и корыстным мотивом38.

Рассматриваемое специальное  основание освобождения от уголовной  ответственности включает в себя ряд позитивных постпреступных действий. Явка с повинной в ст. 228.1 УК РФ четко не прописана, но представляется возможным по аналогии применение ст. 228 УК РФ, конкретизируется в добровольной сдаче наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Здесь прямо предусмотрены активное способствование раскрытию преступления и пресечение других преступлений39. Эти требования далее конкретизируются. Активное способствование пресечению или раскрытию (расследованию) преступления в контексте ст. 228.1 УК РФ будет и тогда, когда виновное лицо раскрывает информацию о преступлении, подготавливаемом или совершенном иным лицом (лицами)40, а не только о преступлении, совершенном лично. При этом обнаружение имущества может являться формой заглаживания вреда, причиненного преступлением.

Сама по себе добровольная сдача наркотических средств  или психотропных веществ не влечет освобождения лица от уголовной ответственности41. Данное предложение можно поддержать по следующим причинам. С одной стороны, добровольная сдача наркотических средств является выгодной для виновного, так как он освобождается от уголовной ответственности, а с другой - нет. Ведь он, несмотря на такое освобождение, все равно признается преступником.

По смыслу ст. ст. 228 и 228.1 Уголовного кодекса РФ законодатель разделил незаконные действия в сфере незаконного оборота наркотиков на две группы. В одну вошли незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, в другую - их незаконные производство, сбыт и пересылка. Причем для признания действий из первой группы преступными необходимо наличие в качестве предмета преступления крупного размера наркотического средства, в отличие от второй, где размер последнего не имеет значения.

Таким образом, с учетом санкций  указанных статей законодатель установил, что совершение действий из первой группы является менее тяжким преступлением  по сравнению со второй. К причинам, послужившим основанием к подобному  расчленению, можно отнести следующее  обстоятельство. Связь производства, сбыта или пересылки наркотических  средств с наркобизнесом, массовым распространением наркотиков очевидна.

Неоднозначность понимания  правоприменителем необходимости  исключения из оборота понятия "с  целью сбыта" устранил Пленум, разъяснив, что, если лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает или  перерабатывает наркотические средства в целях сбыта, содеянное надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ42.

Мы считаем, что незаконная перевозка наркотических средств, так же как и их сбыт, производство и пересылка, имеет повышенную степень  и характер общественной опасности, в связи с тем что совершается  в большинстве случаев с целью  сбыта. В такой ситуации полагали бы вполне справедливым дополнение ч. 1 ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ таким действием в отношении наркотических средств, как их "незаконная перевозка в целях сбыта", так как в случае применения разъяснений Пленума происходит, во-первых, необоснованное снижение уголовной ответственности в связи с необходимостью применения правил ст. 66 Кодекса ("назначение наказания за неоконченное преступление") при назначении наказания виновным лицам и, во-вторых, что самое главное, нарушение правил квалификации преступлений, о чем речь пойдет далее.

Эти возражения и по тем  же основаниям считаем возможным  применить и к остальным действиям  с наркотическими средствами, включенными  нами в первую группу.

Резюмируя изложенное, считаем  необходимым для более точного  и правильного толкования и применения уголовного закона изложить ч. 1 ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ в следующей редакции:

"Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, пересылка  в целях сбыта, а равно сбыт  наркотических средств, психотропных  веществ и их аналогов - наказываются  лишением свободы на срок от  четырех до восьми лет со  штрафом в размере до двухсот  пятидесяти тысяч рублей или  в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до двух лет либо  без такового".

Включение в санкцию данной части статьи дополнительного наказания  в виде штрафа является, по нашему мнению, необходимым и обоснованным в  связи с тем, что преступления связаны с незаконной коммерческой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международный  опыт, направленный на борьбу с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических веществ или их аналогов

3.1. Зарубежный  опыт, направленный на борьбу  с незаконным оборотом наркотических  веществ (на примере).

В целях эффективного контроля за распространением наркотических  средств и психотропных веществ  были приняты три международные  Конвенции: Единая конвенция о наркотических  средствах 1961 года43, Конвенция о психотропных веществах 1971 года44, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года45.

Названные Конвенции содержат базовые положения, достаточно конкретные и определенные, позволяющие ориентировать  на них национальное право в соответствующей  его части и обеспечивать более  эффективное его воздействие  на процесс преодоления наркотизма. Это уже не свод деклараций и общих, не вполне определенных установлений, а "международно-правовой акт, содержащий стройную систему сконцентрированных воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с наркотизмом  в мировом масштабе"46.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года устанавливает международную  систему контроля за такими веществами, как галлюциногены, симпатомиметические  средства амфетаминного типа, барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие  и анальгезирующие средства. Одни из этих веществ вообще запрещены  к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. В Конвенции зафиксированы  положения, согласно которым рецепты  должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов должны снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенция предусматривает  меры против злоупотребления и указывает  на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов. Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно  к нему лица, злоупотребляющие психотропными  веществами, могут быть подвергнуты  принудительному лечению.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ 1988 года была принята специальной  конференцией ООН. Основным побудительным  мотивом ее принятия явилась необходимость  укрепления и дополнения мер, предусмотренных  двумя предыдущими Конвенциями  ООН. При этом основной упор сделан на укрепление эффективности юридических  средств международного сотрудничества. В частности, оговорено, что Конвенция  не исключает какой-либо уголовной  юрисдикции, устанавливаемой любой  стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что при осуществлении своих  обязательств по данной Конвенции стороны  принимают необходимые меры, в  том числе организационного и  законодательного характера, соответствующие  основополагающим статьям их внутренних законодательных систем.

Одним из наиболее важных положений  указанной Конвенции является установление контроля за веществами, часто используемыми  при незаконном изготовлении наркотических  средств или психотропных веществ. Речь идет о прекурсорах наркотических  средств и психотропных веществ.

В Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля, согласно которым предполагается, что правительства  для претворения в жизнь общих  положений Конвенции должны разработать  собственные конкретные меры контроля. Большое значение придается налаживанию  межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров.

Согласно статье 38 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в  нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статье 20 Конвенции о  психотропных веществах 1971 года сторонам указанных Конвенций надлежит принимать  все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления  наркотическими средствами или психотропными  веществами, раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество лиц, употребляющих  указанные средства и вещества, а  также наблюдение за ними после окончания  их лечения. В соответствии с этим Российская Федерация, будучи участником международных Конвенций в рассматриваемой  сфере, должна иметь соответствующее  законодательство, регулирующее правовые и организационные направления  по контролю за оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров.

Как показывает анализ зарубежных правовых актов в сфере контроля за оборотом химических веществ, часто  используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, принцип дифференциации мер  контроля, применяемых в сфере  оборота указанных веществ, законодательно закреплен во всех странах Европейского союза. Более того, такой принцип  является конвенционным, поскольку  именно Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ  1988 г. (далее - Конвенция ООН 1988 г.), введя понятие веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, разделила их на различные таблицы47.

За последнее десятилетие  в Казахстане, Белоруссии, Таджикистане, Украине были приняты законы48, регулирующие оборот прекурсоров, а также порядок их импорта и экспорта; на законодательном уровне создан правовой механизм, позволяющий ограничивать оборот прекурсоров путем внесения в перечень наркотических средств отдельной группы "прекурсоры" (которая, в свою очередь, также делится на несколько разделов в зависимости от степени общественной опасности).

Анализируя внутригосударственный  зарубежный опыт противодействия наркомании, необходимо отметить, что при всей специфике наркоситуации в разных странах ключевым направлением выступает  именно профилактика наркомании. В  США на протяжении последних десяти лет из федерального бюджета на противодействие  распространению наркотиков выделено примерно 33 млрд. долларов, из них 17 млрд. предназначалось на реализацию программ, связанных с профилактикой наркомании49.

В Германии приоритетным направлением является разработка и осуществление  комплекса мероприятий в целях  сокращения внутреннего спроса на наркотики. Согласно Плану действий в отношении  наркотиков и наркомании (AktionsplanSuchtundDrogen)50, принятому Правительством Германии 25.06.2003, политика Германии в области противодействия незаконному распространению наркотиков и наркомании проводится по четырем основным направлениям: предупреждение (prevention), консультирование и терапия (BeratungundTherapie), оказание помощи для выживания (Uberlebungshilfe), меры по сокращению предложения (RepressionundAngebotsreduzierung).

Международная практика в  сфере оказания взаимной помощи государствами  при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий показывает, что регулярно возникает необходимость  как в получении гуманитарной помощи, так и в ее направлении  иностранным государствам.

Как показывает анализ зарубежных правовых актов в сфере контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических  средств и психотропных веществ, принцип дифференциации мер контроля, применяемых в сфере оборота  указанных веществ, законодательно закреплен во всех странах Европейского союза. Более того, такой принцип  является конвенционным, поскольку  именно Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ, введя понятие  веществ, часто используемых при  незаконном изготовлении наркотических  средств и психотропных веществ, разделила их на различные таблицы.

За последнее десятилетие  в Республике Казахстан, Республике Беларусь, Республике Таджикистан, Украине  были приняты законы, регулирующие оборот прекурсоров, а также порядок  их импорта и экспорта. В перечисленных  государствах на законодательном уровне создан правовой механизм, позволяющий  ограничивать оборот прекурсоров путем  внесения в перечень наркотических  средств отдельной группы "прекурсоры" (которая, в свою очередь, также делится  на несколько разделов в зависимости  от степени общественной опасности).

Информация о работе Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических веществ или их аналогов