Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:01, курсовая работа
Правильное разрешение дел во многом зависит от глубокого понимания
действующих в этой области норм права.
Для достижения этой цели в данной работе постараемся выяснить и
проанализировать: характерные признаки обязательств, возникающих вследствие
причинения вреда, которые предопределяют их функциональное назначение и
отдельные виды обязательств исследуемой категории.
Введение ……………………….. ……………………………………………………….……..3
Глава 1. Общие положения об обязательствах, возникающих вследствие
причинения вреда………………………………………………………………………………………...…..…. ..5
§1. Понятие, признаки и элементы обязательств, возникающих вследствие
причинения вреда …………………………………………………………………………………...5
§ 2. Условия возникновения обязательств из причинения вреда
……………………….14
2.1. Вред ………………………………………………………………………..……..17
2.2. Противоправность ………………………………………………………….……20
2.3. Причинная связь …………………………………………………………….…...23
2.4. Вина. ……………………………………………………………………….…..…30
Глава 2. Виды обязательств, возникающих вследствие причинения
вреда………………36
§1. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда публичной
властью.35
§2. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
несовершеннолетними и недееспособными гражданами…………………………………………………………………49
§ 3. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
деятельностью, создающей повышенную опасность……………………………………………………………...60
Заключение……………………………………………………………………………………73
Список литературы……. ……………………………………………………………………...75
Вина является условием деликтной ответственности как граждан
(физических лиц), так и лиц, юридических, причем общие принципы этой
ответственности для них одинаковы, несмотря на наличие ряда особенностей.
Вопрос о понятии вины юридического лица долгое время был предметом научных
споров. Например, имела распространение точка зрения, согласно которой вина
юридического лица выражается в невнимательном выборе работника.
Следовательно, если при найме рабочего или служащего органы юридического
лица всесторонне проверили его, то в случае причинения этим работником
вреда при исполнении трудовых обязанностей юридическое лицо признается
невиновным и ответственности не несет. Несостоятельность изложенной позиции
очевидна.
В действительности чаще всего вина юридического лица заключается в
отсутствии необходимой заботы о делах, в непрофессионализме исполнителей,
неграмотности, халатности, бездеятельности, повлекших причинение вреда.
Вина юридического лица обнаруживается в поведении определенных
физических лиц. Это могут быть лица, входящие в состав органов юридического
лица, а также участники юридического лица. Это могут быть представитель
юридического лица, а также рабочие и служащие юридического лица либо его
члены (например, члены кооперативов). Вина названных физических лиц, если
их действия совершались в пределах служебных (трудовых) обязанностей,
рассматривается как вина самого юридического лица.
Еще одним очень важным
установлена на момент причинения вреда и только в этом случае она является
условием возникновения обязательств из причинения вреда.
Глава 2. Виды обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
Из обязательств,
возникающих вследствие
в главе 1 можно выделить их отдельные виды:
V Обязательства,
возникающие вследствие
властью, к ним относятся причинения вреда государственными
органами, местного самоуправления, их должностными лицами, а
также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры
и суда;
V Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
несовершеннолетними и недееспособными гражданами. Из них
выделяются обязательства, возникающие вследствие причинения
вреда несовершеннолетними до 14 лет (малолетними),
несовершеннолетними
от 14 до 18 лет, недееспособными
признанными
таковыми в установленном
неспособными
понимать значение своих
V Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
деятельностью,
создающей повышенную
Указанные виды
обязательств обладают
общими условиями (условия подробно исследованы в § 2 главы 1). Но
основанием выделения их в отдельные виды является наличие специальных
условий, без которых указанные обязательства возникнуть просто не могут.
В данной главе
будут исследованы
выявлением специальных условий их возникновения.
§1. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда публичной
властью
В данном параграфе дипломной работы мы рассмотрим обязательства,
возникающие вследствие причинения вреда публичной властью. Публичную власть
можно разделить следующим образом:
- государственные
органы, органы местного
должностные лица;
- органы дознания,
предварительного следствия,
Как ни прискорбно осознавать, но органы государственной власти и
правоохранительные органы нарушают права граждан и юридических лиц, не
смотря на то, что их целью является защита этих самых прав. При
осуществлении своей деятельности указанные органы не редко причиняют вред.
Имущественный вред, причиненный публичной властью гражданину или
юридическому лицу в результате ее незаконных действий или бездействий,
подлежит возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 ГК). Данное
правило основано на положении ст. 53 Конституции Российской федерации о
праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями или бездействиями органов государственной власти или их
должностных лиц.
Сначала рассмотрим обязательства, возникающие вследствие причинения
вреда государственными органами, органами местного самоуправления, а также
их должностными лицами.
Ответственность при возникновении указанных обязательств предусмотрена
ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Данная статья является специальной, то
есть в ней предусмотрены особенности, которые отличают ее от общих правил
деликтной ответственности.
Эти особенности выражаются:
а) во властно - административном, то есть юридически обязательном,
одностороннем характере действий государственных органов, органов местного
самоуправления, а также их должностных лиц, что отличает данные отношения
от гражданско - правовых;
б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями
указанных субъектов.
Ответственность по ст. 1069 ГК наступает на общих условиях
ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней
специальных условий.
Ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу
вследствие неправомерных
общему правилу наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерность решений
государственных или
б) наличие вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинная связь
между неправомерными
(убытками);
г) виновность должностного лица, если вред или убытки наступили
вследствие принятия этим лицом не соответствующего закону решения.
Таким образом, по общим
ответственности за незаконные акты власти. Однако в статье 1069 ГК РФ не
упоминается о вине причинителя вреда - соответствующих органов или их
должностных лиц. Но то обстоятельство, что статья 1069 ГК РФ помещена в
параграфе 1 главы 59 ГК РФ "Общие положения о возмещении вреда",
свидетельствует о необходимости применения общих правил о гражданском
деликте, в том числе и ответственности за вину.[26]
Для правильного
понимания факта причинения
понятие «незаконных действий (бездействий)». Под ними понимаются деяния,
противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные
деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы,
распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет
значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены
гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению.
Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно -
административных отношений
мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к
причинению вреда.
Если обязательства,
возникающие вследствие
государственной власти возникают не в сфере властно - административных
отношений, а в результате их хозяйственной и технической деятельности,
ответственность наступает на общих либо на других основаниях (например,
обязательства, возникающие вследствие причинения вреда источником
повышенной опасности).
В данном виде
обязательств учитываются
работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь
должностных лиц. Понятие должностного лица дано в примечании 1 ст. 285 УК
РФ.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо
выполняющие организационно - распорядительные, административно -
хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации.
При определении причинителя вреда надо иметь в виду, что лицо,
временно исполняющее обязанности по определенной должности или
осуществляющее специальные полномочия, могут быть признаны причинителем
вреда при условии если указанные обязанности или полномочия возложены на
данное лицо в установленном законом порядке.[27]
К вопросу, требуется ли предварительное судебное признание
недействительным акта (действия, бездействия) государственного органа,
имеются два подхода.
Одна точка зрения заключается в том, что предъявлению такого иска
должно предшествовать решение суда (а если обжалование акта осуществлялось
в административном порядке, то решение соответствующего административного
органа) о признании акта недействительным либо о его отмене.
Такой подход основан на статье 13 (абз. второй) ГК РФ, которая гласит,
что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право
подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными
статьей 12 настоящего Кодекса.
Итак, сначала признание акта недействительным, а затем восстановление
права, нарушенного этим актом.
Другая позиция заключается в том, что в статьях 13 и 16 ГК РФ
установлена возможность судебного контроля за законностью деятельности
органов власти, законодательной и исполнительной.
В статье 13 ГК РФ предусмотрен прямой контроль, влекущий, при
незаконности акта, признание его недействительным. В отношении нормативных
актов возможность прибегнуть к такому контролю ограничена "случаями,
предусмотренными законом".
В статьях 16 и 1069 ГК РФ имеется в виду косвенный судебный контроль за
законностью правовых актов. Основанием для него является требование не о
признании акта недействительным, а о возмещении причиненного им вреда
(убытков). Установив, что правовой акт незаконен, а также другие
необходимые основания для возмещения причиненного его изданием вреда, суд
должен независимо от признания акта недействительным удовлетворить
требование о возмещении вреда.
Правомочия суда поступить таким образом основаны на статье 120
Конституции, в силу которой суд, установив при рассмотрении дела
несоответствие акта государственного органа или иного органа закону,
принимает решение в соответствии с законом.
При рассмотрении требований
о возмещении вреда на
1069 ГК РФ суд вправе оценивать законность практически любого
ненормативного акта, тогда как, действуя на основании статьи 13 ГК РФ, он
может делать это лишь "в случаях, предусмотренных законом".
Вместе с тем необходимо отметить, что на практике арбитражные суды
принимают и рассматривают иски о возмещении вреда независимо от того,
имеется ли судебное решение о признании административного акта
недействительным или нет.
Одним из условий обязательств,
возникающих вследствие
органами государственной
вреда или убытков. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются
расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет
произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его
имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо
получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не
было нарушено.
Таким образом, убытками (вредом) считается всякое умаление
Информация о работе Обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда