Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:35, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается во всестороннем изучении особенностей, возникающих в ходе расследования и производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определить правовой статус несовершеннолетних; определить основные особенности реализации уголовного процесса в отношении несовершеннолетних; выяснить проблемы профилактики.
Об этом свидетельствуют обнаружение на месте происшествия следов рук и ног, размерные характеристики которых типичны для подросткового возраста, а также следов, оставленных из озорства, в частности надписей циничного характера, лозунгов отдельных неформальных подростковых объединений, причинение потерпевшему множества телесных повреждений, что говорит о неуверенности нападавшего в своих силах; повреждение имущества и предметов, не бывших преградой для достижения преступных целей, и т.п.
При подтверждении версии о совершении преступления несовершеннолетними следователь, исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, может выдвинуть версию о наличии взрослого подстрекателя или соучастника, вовлекшего подростка в преступную деятельность. В ряде случаев необходимо выдвинуть и проверить версии: о действии преступной группы несовершеннолетних, совершивших несколько посягательств; о том, что подростки вовлечены в пьянство, азартные игры, потребление наркотиков, попрошайничество, проституцию; о самооговоре несовершеннолетнего подозреваемого с целью взять на себя вину за действия взрослого исполнителя и др.
Планируя расследование, следователь обязан учитывать особенности психологии несовершеннолетних, личность каждого конкретного подростка - соучастника содеянного. Это должно найти свое отражение в плане расследования по делу, а также при производстве отдельных следственных действий. При совершении подростками группового преступления необходимо запланировать выяснение обстоятельств формирования и функционирования преступной группы, роль в ней каждого из соучастников, выяснить возможную связь молодежной преступной группировки со структурами организованной преступности.
При планировании расследования преступлений несовершеннолетних кроме следственных действий, обусловленных характером содеянного, следователем (дознавателем) должны быть запланированы мероприятия, сориентированные на получение исчерпывающих данных о личности подозреваемых (обвиняемых), характеризующих их сведений. Для этого рекомендуется запланировать допросы их родителей или лиц, их заменяющих, классных руководителей, учителей, товарищей по работе, иных граждан, хорошо знающих несовершеннолетнего (например, участкового уполномоченного), затребовать характеристики с мест работы, учебы, жительства, получить справки из инспекций по делам несовершеннолетних и т.п.
При планировании следственных действий, производимых с участием несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства организационно-тактического характера, которые могут существенно повлиять на полученные результаты. Основанием для принятия того или иного организационно-тактического решения должно быть знание следователем особенностей психологии и характера конкретного несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Уяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), следователь должен вызвать его в правоохранительный орган, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это диктуется обстоятельствами расследуемого уголовного дела (необходимость безотлагательного производства процессуального действия, воспрепятствование явке несовершеннолетнего к следователю со стороны родителей и т.п.).
С учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу следователь производит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Но если он располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то может принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта, получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного.
Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего к следователю в часы занятий, а при его нахождении под стражей - во время, отведенное для обеда или прогулки.
При производстве следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их вызова должно быть выбрано так, чтобы они не томились длительным ожиданием возле кабинета следователя, ибо это может негативно отразиться на полноте их показаний. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше спланировать так, чтобы его продолжительность была не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается, а потому получить от него полные и развернутые показания будет трудно.
Осмотр места происшествия в ряде случаев позволяет обнаружить следы и вещественные доказательства, указывающие на то, что преступление совершили именно подростки. Это: 1) размерные характеристики следов рук и ног, а также следы зубов на таких продуктах, как шоколад, конфеты, сыр, масло; следы губ на вскрытых банках со сгущенным молоком; 2) обстановка места происшествия свидетельствует об алогичности действий преступников; 3) характер похищенного имущества; 4) особенности способа совершения преступления (непоследовательность действий, брошенные на месте бутылки, жестянки из-под пива, хулиганские надписи и др.).
Допрос несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе участвует защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании следственного действия знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей./8/
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК РФ).
Согласно ст. 191 «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» УПК РФ, если этот субъект не достиг 14-летнего возраста, а по усмотрению следователя - если он находится в возрасте от 14 до 18 лет, их допрос проводится с участием педагога. В допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе участвовать его законный представитель. При допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет участие педагога является обязательным и от усмотрения следователя не зависит.
Встречающаяся в практике расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних замена педагога родителями или иными законными представителями либо работниками инспекций по делам несовершеннолетних является недопустимой, поскольку это противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству и не обеспечивает реализации целей следственного действия, в котором эти субъекты участвуют.
Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии. Его основные задачи - помочь следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снять с него излишнее эмоциональное напряжение, создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу следственного действия. Кроме того, специалист может помочь следователю в формулировании вопросов в понятной, доступной несовершеннолетнему форме.
Приглашая педагога, следователь не должен ограничиваться формальными требованиями к соответствующему должностному лицу или учреждению о выделении такого специалиста для участия в следственных действиях. В частности, необходимо выяснить, какие отношения сложились между несовершеннолетним и приглашаемым педагогом. Присутствие при производстве следственного действия педагога, знакомого несовершеннолетнему, пользующегося его уважением и доверием, в ряде случаев будет способствовать получению от него полных и достоверных показаний.
Не исключена и обратная ситуация, когда появление в кабинете следователя знакомого педагога может негативно отразиться на результатах следственного действия. Причиной могут стать опасения подростка, что сообщаемые им сведения станут известными учащимся и педагогическому коллективу учебного заведения. Поэтому рекомендуется заранее выяснить у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), присутствие какого педагога тому было бы желательно при производстве следственных действий.
При подготовке к производству допроса, очной ставки и других вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технико-криминалистических средств фиксации. Нередко при проведении допросов и очных ставок с участием несовершеннолетних полученные показания лучше фиксировать с помощью аудио- или видеозаписи. Это обеспечивает запечатление особенностей речи несовершеннолетних, а при производстве очных ставок снижает вероятность оказания на подростка давления со стороны взрослого соучастника.
Обыск. Поскольку несовершеннолетние при обыске обычно хуже владеют собой, чем взрослые, нужно наблюдать за их поведением и реакциями на действия следователя. Подростки реже устраивают сложные, хорошо замаскированные тайники, они просто прячут предметы и ценности в места, кажущиеся им укромными. Следует также искать и изымать записные книжки, фотографии знакомых подростка, мобильные телефоны, оружие, наркотики и др.
Назначение судебных экспертиз. Необходимость производства судебных экспертиз определяется следователем исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, обнаруженных следов и вещественных доказательств. Вместе с тем по делам о преступлениях несовершеннолетних назначение ряда экспертных исследований обусловливается спецификой субъекта преступного посягательства. Так, при совершении преступления подростком, не имеющим документов о дате рождения, для определения его возраста в соответствии с ч. 5 ст. 196 УПК РФ обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза. Для выяснения, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, а также для определения соответствия психического развития несовершеннолетнего его возрасту обязательны психолого-психиатрические экспертные исследования.
2.2 Проблемы расследования преступлений, совершённых несовершеннолетними
Уголовная ответственность несовершеннолетних является разновидностью юридической ответственности наряду с административно-правовой, гражданско-правовой и др. Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, такими, как омоложение, феминизация, а также увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом. В структуре данной преступности преобладает доля тяжких преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Отмеченные черты преступности несовершеннолетних не являются чем-то особенным для России, так как интенсивный рост подростковой и молодежной делинквентности, возрастание общественной опасности деяний и причиненного ими ущерба являются одной из составляющих общей тенденции абсолютного и относительного роста молодежной преступности в мире.
Вместе с тем в российском обществе одним из обстоятельств, обуславливающих такое положение дел, являются не только общие негативные социальные процессы, но и несовершенство состояния и результативности специфической системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
Важной специальной мерой предупреждения преступности несовершеннолетних продолжают оставаться уголовное наказание, уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ создал новые правовые основы для более глубокой ее дифференциации (по сравнению с ранее действовавшим законодательством), которые выразил в разделе V «Уголовная ответственность несовершеннолетних»19, основанной на принципах гуманизма и экономии репрессии. В данном разделе в гл. 14 отражены особенности как уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, так и освобождения от них и иные специфические правовые последствия совершенного несовершеннолетними преступления.
В то же время несовершеннолетний преступник является не только субъектом преступления, но и объектом повышенной правовой охраны и защиты. Из этого обстоятельства исходит большинство международно-правовых документов, которые тем или иным образом имеют в качестве предмета рассмотрения несовершеннолетних лиц, что предопределяет специфику системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями, заключающуюся в построении этой системы на основе специальных принципов, наличия в ней специальных (специализированных) субъектов и специальных правовых средств воздействия.
Несовершеннолетний правонарушитель как личность находится в стадии молодежного формирования, а совершенное им правонарушение, преступление в большинстве случаев являются следствием стечения неблагоприятных, возможно, негативных жизненных обстоятельств. Следовательно, в основе системы общего и индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних (системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями) должны лежать принципы максимального содействия благополучию несовершеннолетних и презумпция дальнейшей позитивной социализации.
Наличие в Уголовном кодексе РФ норм, закрепляющих особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, является последовательным воплощением в жизнь требований международных документов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями, к числу которых следует отнести возможно более широкое применение к несовершеннолетним санкций (мер), альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности. Подтверждением этому является положение Уголовного кодекса РФ о том, что «несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия» (ч. 2 ст. 87 УК РФ).